Система холостого хода и переходная система первой камеры: 1 - шланг подвода разрежения к клапану экономайзера; 2 - пластмассовая заглушка винта «количества»; 3 - пластмассовая заглушка винта «качества»; 4 - эмульсионный канал системы холостого хода (часть канала с подстроечным винтом не показана); 5 - крышка карбюратора; 6 - воздушная заслонка; 7 - воздушный жиклер системы холостого хода; 8 - держатель с топливным жиклером системы холостого хода; 9 - канал забора топлива; 10 - эмульсионный колодец; 11 - электромагнитный пневмоклапан; 12 - шланг подвода разрежения к пневмоклапану; 13 - корпус дроссельных заслонок; 14 - входное отверстие канала подвода воздуха к кольцевому распылителю; 15 - выходные отверстия переходной системы; 16 - выходное отверстие системы холостого хода; 17 - канал подвода воздуха к кольцевому распылителю; 18 - игла клапана экономайзера; 19 - корпус диафрагменного механизма экономайзера; 20 - крышка диафрагменного механизма экономайзера
Система холостого хода обеспечивает работу двигателя без нагрузки при малой частоте вращения коленчатого вала. При этом дроссельные заслонки закрыты и разрежение в диффузорах отсутствует. Поэтому топливовоздушная смесь подается под дроссельную заслонку первой камеры, где разрежение достаточно для смесеобразования (подробнее см. здесь).
Забор топлива в систему холостого хода производится из эмульсионного колодца первой камеры. Топливо по каналу поступает к топливному жиклеру системы холостого хода, после которого оно смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер системы холостого хода. Образовавшаяся топливовоздушная эмульсия смешивается с дополнительным воздухом, который поступает в эмульсионный канал системы холостого хода через отверстие в стенке первой смесительной камеры. Количество воздуха регулируется подстроечным винтом (винтом добавочного воздуха). Положение его выставляется заводом, и в процессе эксплуатации дополнительная регулировка не требуется. Доступ к винту закрыт стальной заглушкой. Эмульсионный канал системы холостого хода проходит по корпусу карбюратора в корпус дроссельных заслонок, где переходит в горизонтальную цилиндрическую полость. Полость с одной стороны сообщается двумя отверстиями переходной системы с первой смесительной камерой карбюратора над ее дроссельной заслонкой. С другой стороны выполнен канал, подводящий эмульсию к регулировочному винту «качества». Винтом можно изменять проходное сечение канала. При заворачивании винта происходит уменьшение проходного сечения канала и — как следствие — уменьшение поступления из него эмульсии, и наоборот. Для предотвращения нарушения заводской регулировки на винт «качества» напрессована пластмассовая заглушка, позволяющая поворачивать винт на угол не более 50°. Для плавности регулировки и уменьшения зависимости содержания окиси углерода в отработавших газах от положения винта «качества», из цилиндрической емкости в обход винта идет второй (байпасный) канал. В нем установлен жиклер. В карбюраторах первых выпусков байпасный канал и жиклер отсутствуют.
После винта «качества» эмульсия попадает в специальное смесеобразующее устройство — кольцевой распылитель.
Одновременно к распылителю по каналу поступает воздух, забираемый из смесительной камеры над дроссельной заслонкой. Проходя сквозь центральное отверстие распылителя, воздух смешивается с эмульсией, поступающей через его радиальные отверстия. Далее образовавшаяся смесь выносится в первую камеру карбюратора под дроссельную заслонку (подробнее см. здесь).
На карбюраторах последних лет выпуска распылитель имеет форму втулки с кольцевой проточкой
Чтобы предотвратить подсос постороннего воздуха в систему, винты «качества» и «количества» уплотнены резиновыми кольцами. Для исключения самопроизвольного воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя модели карбюратора без ЭПХХ (см. здесь) оборудованы запорным устройством — электромагнитным клапаном, исключающим поступление топлива через топливный жиклер системы холостого хода после выключения зажигания.
На моделях, оборудованных ЭПХХ, при выключенном зажигании клапан экономайзера перекрывает выходное отверстие системы холостого хода.
Переходная система первой камеры совмещена с системой холостого хода. В начале открытия дроссельной заслонки в зоне высокого разрежения оказываются сначала нижнее, а затем и верхнее переходные отверстия. Из них начинает вытекать эмульсия и смешиваться с воздухом, проходящим через щель между заслонкой и стенкой смесительной камеры, сглаживая переход с холостого хода на режим частичных нагрузок.
Переходная система второй камеры
Конструктивно переходная система второй камеры аналогична переходной системе первой камеры, но не совмещена с системой холостого хода. Забор топлива происходит из эмульсионного колодца главной дозирующей системы второй камеры. Топливо по каналу в корпусе карбюратора поступает к топливному жиклеру переходной системы, после чего смешивается с воздухом, забираемым из горловины второй камеры и дозируемым воздушным жиклером переходной системы. Образовавшаяся смесь опускается по эмульсионному каналу в горизонтальную цилиндрическую полость, которая двумя отверстиями (выходными отверстиями переходной системы) соединена со смесительной камерой карбюратора. Нижнее отверстие располагается чуть выше верхней кромки дроссельной заслонки в закрытом положении. При открывании дроссельной заслонки второй камеры отверстия переходной системы последовательно оказываются в зоне разрежения. Поступление дополнительного топлива обогащает горючую смесь, что обеспечивает плавное вступление второй камеры в работу.