Схема системы питания автомобиля «Жигули» с карбюратором «Озон»: 1 - воздухозаборник**; 2 - терморегулятор**; 3 - воздушный фильтр; 4 - патрубки отбора картерных газов; 5 - карбюратор; 6 - топливозаборник с указателем уровня топлива; 7 - пробка топливного бака; 8 - трубка системы вентиляции топливного бака; 9 - топливный бак; 10 - топливопровод; 11 - фильтр тонкой очистки топлива***; 12 - топливный насос; 13 - заборник подогретого воздуха; 14 - гофрированный шланг
* Автомобили Иж и «Москвич», оборудованные фильтром в штатной комплектации.
** Устанавливается на автомобили ВАЗ-2104, -2105 и -2107.
*** Устанавливается в качестве дополнительного оборудования.
Система питания автомобиля ИЖ-2126 «Ода»: 1 - фильтр тонкой очистки топлива; 2 - топливный насос; 3 - корпус воздушного фильтра; 4 - карбюратор; 5 - гофрированный шланг; 6 - заборник подогретого воздуха; 7 - топливопровод; 8 - топливозаборник с указателем уровня топлива; 9- пробка топливного бака; 10 - заливная горловина; 11 - шланг вентиляции топливного бака; 12 - соединительный шланг заливной горловины топливного бака; 13 - топливный бак
Система питания двигателя легкового автомобиля состоит из топливного бака с топливозаборником, топливного насоса, фильтра тонкой очистки топлива*, карбюратора, металлических трубопроводов и соединительных шлангов.
Заливная горловина у «Жигулей» герметично закрыта пробкой, а надтопливное пространство топливного бака сообщается с атмосферой через тонкую пластмассовую трубку. На автомобилях Иж и «Москвич» пробка заливной горловины оборудована клапаном, через который осуществляется вентиляция топливного бака.
В топливном баке установлен датчик указателя уровня топлива, совмещенный с топливозаборником, на трубке которого закреплен сетчатый фильтр.
Для подачи топлива из бака в карбюратор на двигателе автомобиля установлен топливный насос диафрагменного типа. Бензин поступает из бака в насос по топливопроводу.
Топливный насос: 1 - корпус; 2 - седло нагнетательного клапана; 3 - нагнетательный клапан; 4 - нагнетательный штуцер; 5 - сетчатый фильтр; 6 - крышка насоса; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - болт крепления крышки; 9 - всасывающий штуцер; 10 - всасывающий клапан; 11 - седло всасывающего клапана; 12 - верхняя тарельчатая шайба; 13 - дистанционная прокладка диафрагмы; 14 - рабочая (двойная) диафрагма; 15 - предохранительная диафрагма; 16 - рычаг ручного привода; 17 - пружина рычага ручного привода; 18 - пружина штока; 19 - рычаг; 20 - шток; 21 - дистанционная прокладка корпуса с дренажным отверстием
На автомобилях с двигателем УЗАМ привод насоса осуществляется эксцентриком распределительного вала двигателя через толкатель, а на двигателях ВАЗ — эксцентриком вала привода вспомогательных агрегатов. Корпус насоса состоит из двух частей. В верхней части корпуса выполнена емкость - топливный отстойник — и установлены клапаны — всасывающий и нагнетательный. Под выпуклой крышкой корпуса насоса находится сетчатый фильтр. Насос имеет три диафрагмы: две верхние — рабочие и нижнюю, препятствующую попаданию топлива в поддон картера двигателя при повреждении рабочих диафрагм. Производительность насоса намного превышает потребность двигателя в топливе.
Схема работы насоса: А - всасывание; Б - нагнетание; 1 - эксцентрик на валу; 2 - толкатель; 3 - рабочая диафрагма; 4 - нагнетательный штуцер; 5 - нагнетательный клапан; 6 - всасывающий клапан; 7 - всасывающий штуцер; 8 - шток диафрагмы; 9 - рычаг
Для правильной работы поплавкового механизма карбюратора (см. здесь) максимальное давление, развиваемое насосом, не должно превышать 0,35 бар. Необходимое давление обеспечивается жесткостью пружины штока диафрагм. Рычаг привода обеспечивает только ход всасывания, при котором диафрагма опускается и пружина сжимается. Жесткость пружины подбирается такой, чтобы давление топлива над диафрагмой было 0,3-0,35 бар. При закрытом топливном клапане карбюратора диафрагма и шток находятся в нижнем положении, пружина сжата, а привод насоса работает вхолостую. По мере расходования топлива диафрагма насоса вместе со штоком поднимается, вступая во взаимодействие с приводом, и снова отводится вниз. При этом в насос поступает очередная порция топлива. Такая конструкция привода исключает разрыв диафрагмы из-за избыточного давления.
Штатная установка фильтра тонкой очистки топлива на автомобиле Иж-2126 «Ода» | Возможное место монтажа фильтра тонкой очистки топлива при его переносе со штатного места |
Установленный на штатное место в автомобиле Иж-2126-20, новый фильтр (корпус которого выполнен из некачественного материала) раздулся и едва не стал причиной пожара
В первые минуты после остановки горячего двигателя бензонасос сильно нагревается, что может вызвать вскипание бензина и образование паровой пробки. Повысившееся давление топлива в системе может приоткрыть игольчатый клапан карбюратора, и поплавковая камера переполнится; это приведет к вытеканию бензина во впускной тракт двигателя. В результате будет затруднен пуск двигателя в течение следующих 20 мин.
На автомобилях Иж и «Москвич» топливо из насоса в карбюратор поступает через фильтр тонкой очистки топлива. Фильтрующий элемент фильтра, изготовленный из специальной бумаги, исключает попадание в карбюратор частиц грязи, которые не задерживаются сеткой топливозаборника. При загрязнении фильтрующего элемента (ориентировочно после 10000-15000 км пробега) фильтр заменяют. Владельцам автомобилей «Жигули» желательно установить фильтр тонкой очистки топлива (см. здесь). Это снизит износ игольчатого клапана поплавкового механизма и клапанов топливного насоса, а также сведет к минимуму вероятность засорения каналов и жиклеров карбюратора.
Штатное место установки фильтра тонкой очистки топлива выбрано неудачно — в нагнетательной магистрали, после насоса. При повреждении корпуса фильтра, топливо, находящееся под давлением, будет попадать в моторный отсек, что может привести к пожару. Если фильтр установить перед насосом, то при нарушении герметичности корпуса фильтра в магистраль будет подсасываться воздух и разлива топлива не произойдет.