Схема системы холостого хода и переходной системы: 1 - топливный канал системы холостого хода; 2 - топливный жиклер; 3 - воздушный жиклер; 4 - воздушный канал системы холостого хода; 5 - эмульсионный канал системы холостого хода; 6 - регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки (винт «количества»); 7 - упорный рычаг на оси дроссельной заслонки; 8 - регулировочный винт состава смеси (винт «качества»); 9 - канал переходной системы
Каналы системы холостого хода связывают задроссельное пространство (полость впускного трубопровода) с эмульсионным колодцем и верхней частью смесительной камеры. Под действием разрежения топливо из эмульсионного колодца проходит в топливный канал холостого хода, где смешивается с воздухом, поступающим по воздушному каналу из верхней части смесительной камеры. Соотношение топлива и воздуха в эмульсии определяется пропускной способностью топливного и воздушного жиклеров, которые установлены в каналах холостого хода. Далее, в системах с задроссельным смесеобразованием, эмульсия поступает в пространство под дроссельную заслонку, где смешивается с воздухом, проходящим через зазор между стенкой камеры и заслонкой. Зазор регулируется упорным винтом рычага заслонки (винтом «количества»). Количество топливной эмульсии, проходящее по каналу в задроссельное пространство, регулируется винтом с конусообразным наконечником (винтом «качества»). При заворачивании винта проходное сечение канала уменьшается, и наоборот. При плавном открытии дроссельной заслонки расход воздуха через смесительную камеру увеличивается, а количество поступающей эмульсии остается на прежнем уровне. В диффузоре при этом еще недостаточно разрежения для вступления в работу главной дозирующей системы. В результате смесь обедняется и в работе двигателя наблюдается «провал». Плавный переход от холостого хода к режиму средней нагрузки обеспечивает переходная система, которая объединена с системой холостого хода. Канал переходной системы соединяет эмульсионный канал системы холостого хода с наддроссельным пространством смесительной камеры. В начале открытия дроссельной заслонки выходное отверстие канала оказывается в зоне разрежения и через него поступает дополнительное количество эмульсии в смесительную камеру, сглаживая переход от одного режима работы двигателя к другому. На холостом ходу, когда дроссельная заслонка закрыта, часть воздуха через канал переходной системы подмешивается к топливной эмульсии. Изменение состава смеси компенсируется подбором жиклеров. При заворачивании винта «количества» дроссельная заслонка приоткрывается. В результате подмес воздуха через канал переходной системы уменьшается, а его расход через зазор между стенками смесительной камеры и заслонкой возрастает. Количество горючей смеси, поступающей в двигатель, увеличивается, и частота вращения коленчатого вала возрастает. При отворачивании винта заслонка закрывается и частота вращения коленчатого вала снижается. В описанной выше системе скорость воздуха в зоне его перемешивания с эмульсией низкая, из-за чего трудно добиться хорошего смесеобразования и, соответственно, одинакового состава смеси в цилиндрах. Поэтому для устойчивой работы двигателя на режиме холостого хода приходится винтом «качества» увеличивать количество эмульсии, поступающей в задроссельное пространство карбюратора. При этом растет содержание CO в отработавших газах.
Автономная система холостого хода обеспечивает однородную структуру горючей смеси, но при этом имеет более сложную конструкцию.
Схема автономной системы холостого хода и переходной системы: 1 - топливный канал системы холостого хода; 2 - топливный жиклер; 3 - воздушный жиклер; 4 - воздушный канал системы холостого хода; 5 - эмульсионный канал системы холостого хода; 6 - канал переходной системы; 7 - воздушный канал распылителя системы холостого хода; 8 - кольцевой распылитель системы холостого хода; 9 - регулировочный винт количества воздуха в смеси (винт «количества»); 10 - регулировочный винт количества эмульсии в смеси (винт «качества»)
Отличительная особенность такой системы в том, что топливовоздушная эмульсия поступает не под дроссельную заслонку, а в специальное смесительное устройство — кольцевой распылитель. Эмульсия проходит через его радиальные отверстия и перемешивается с потоком воздуха, дополнительно поступающим по каналу из наддроссельного пространства. Пропускная способность канала, по которому эмульсия поступает к распылителю, изменяется с помощью регулировочного винта «качества».
В кольцевом распылителе установлен профилированный винт (винт «количества»). Он имеет две конусообразные рабочие поверхности. Конус большого диаметра ограничивает поступление воздуха через центральное отверстие распылителя, а конус малого диаметра изменяет проходное сечение выходного канала.
Профилированные поверхности винта и распылителя образуют кольцевой зазор, выполняющий функцию диффузора. Воздух в зазоре проходит с большой скоростью, что улучшает распыление эмульсии. Далее скорость в камере за распылителем резко падает. В выходном канале топливовоздушная смесь вновь разгоняется и выбрасывается в задроссельное пространство. Резкое изменение скорости потока обеспечивает хорошее смесеобразование, что способствует устойчивой работе двигателя на режиме холостого хода с низким содержанием CO в отработавших газах.