Схема ускорительного насоса: 1 - рычаг привода ускорительного насоса; 2 - пружина; 3 - толкатель; 4 - диафрагма; 5 - шарик всасывающего клапана; 6 - заглушка; 7 - винт ускорительного насоса; 8 - распылитель ускорительного насоса; 9 - винт-клапан (нагнетательный) ускорительного насоса; 10 - уплотнительные кольца; 11 - канал подвода топлива к распылителю; 12 - перепускной жиклер; 13 - поплавковая камера; 14 - кулачок привода ускорительного насоса
Ускорительный насос диафрагменного типа с механическим приводом от кулачка на оси дроссельной заслонки первой камеры. Корпус насоса выполнен на наружной стенке поплавковой камеры. Снаружи корпус закрыт крышкой. Между корпусом и крышкой насоса установлена диафрагма. Со стороны стенки поплавковой камеры в диафрагму упирается возвратная пружина. На толкатель воздействует рычаг, который в свою очередь взаимодействует с кулачком. Внутренняя полость насоса соединена двумя каналами с поплавковой камерой карбюратора. В одном канале установлен шариковый всасывающий клапан, а в другом - жиклер с отверстием диаметром 0,4 мм. Еще одним каналом насос соединен со своим распылителем. Распылитель направлен в первую камеру и крепится винтом-клапаном ускорительного насоса.
Ход нагнетания происходит при резком открытии дроссельной заслонки первой камеры. Кулачок, установленный на оси дроссельной заслонки первой камеры, воздействует на рычаг привода ускорительного насоса, который, поворачиваясь, противоположным концом давит на толкатель диафрагмы. Диафрагма, преодолевая сопротивление пружины перемещается, создавая давление топлива во внутренней полости насоса. Чтобы предохранить диафрагму от разрыва при чрезмерном давлении топлива, толкатель выполнен в виде цилиндра, в котором установлена пружина и плавающий подпятник. Рычаг давит на подпятник, который перемещается, сжимая пружину. Пружина в свою очередь толкает диафрагму.
Под действием давления, создаваемого диафрагмой, всасывающий клапан закрывается, а нагнетательный - открывается, и топливо через распылитель ускорительного насоса впрыскивается в первую камеру карбюратора.
Таким образом, диафрагма защищена от повреждения, и впрыск топлива растянут по времени на 3-4 секунды, что необходимо для устойчивой работы двигателя в этот момент.
Ход всасывания диафрагмы происходит под действием возвратной пружины. При этом топливо из поплавковой камеры через всасывающий клапан и перепускной жиклер поступает во внутреннюю полость насоса.
При плавном открытии дроссельной заслонки первой камеры топливо через канал с перепускным жиклером выдавливается обратно в поплавковую камеру карбюратора.
Производительность насоса на карбюраторах «Озон» зависит от пропускной способности перепускного жиклера и задается регулировочным винтом, установленным заводом-изготовителем. Чем меньше пропускная способность жиклера, тем больше производительность насоса, и наоборот. Регулируется производительность насоса не изменением положения винта в канале, а длиной его наконечника. Поэтому при сборке регулировочный винт заворачивается до упора, и в процессе эксплуатации дополнительной регулировки не требуется.