Кроме того, доводка и регулировка карбюратора на двигателе приближают его параметры к «потребностям» конкретного двигателя или запросам водителя.
Перед тем как приступить к доводке карбюратора, проверяем и при необходимости регулируем основные системы и механизмы двигателя, тепловые зазоры клапанов, очищаем от нагара или заменяем свечи и регулируем их зазоры, проверяем исправность высоковольтных проводов, установочный угол опережения зажигания.
Далее следует убедиться в работоспособности воздушного фильтра, терморегулятора забираемого воздуха. При необходимости устраняем неисправности и регулируем приводы воздушной и дроссельных заслонок. После этого проводим пробную поездку с замером расхода топлива. Для проведения этого испытания выбираем маршрут с небольшим числом светофоров и низкой вероятностью заторов. Для обеспечения достаточной точности измерений длина пути должна быть более 100 км. Еще лучше совершить поездку с возвращением к началу пути, для исключения влияния ветра и рельефа местности. При повторных испытаниях придерживаемся выбранного режима движения. Замеры расхода топлива будут точнее, если заслонку второй камеры зафиксировать в закрытом положении.
Перед замером заполняем бак топливом «под пробку», а после поездки доливаем его до прежнего уровня из мерной емкости, определяя количество израсходованного топлива. При этом необходимо учесть, что замеры расхода топлива по пробегу автомобиля очень приблизительны. C достаточной точностью они могут быть получены только на стенде.
Перед разборкой карбюратор необходимо отмыть от грязи и отложений, очистить сетчатый фильтр, проверяем уровень топлива в поплавковой камере и герметичность топливного клапана. Измеряем производительность ускорительного насоса. Для этого, удерживая карбюратор над емкостью, десять раз резко и полностью открываем дроссельные заслонки. Затем определяем объем топлива в емкости. Он должен находиться в пределах, указанных в таблице «Тарировочные данные карбюраторов».
Для работы необходимо запастись несколькими главными топливными жиклерами производительностью, меньшей на 10, 15 и 20% от установленного. Заготовками могут служить жиклеры из ремонтных наборов. Их отверстия можно облудить изнутри оловом. При этом паяльником прогреваем тело жиклера, а отверстие обрабатываем облуженной тонкой медной проволокой, смоченной в паяльной кислоте.
Для доводки жиклера необходимо приготовить набор тонких сверл и специальную развертку, похожую на тонкую трехгранную иглу. Ее можно сделать самостоятельно из трехгранного надфиля. Отверстие жиклера разворачивается последовательно, сначала с одной, затем с другой стороны. Для доступа к топливному или воздушному жиклерам необходимо снять крышку карбюратора.
Чтобы исключить влияние второй камеры, проволокой фиксируем дроссельную заслонку в закрытом положении за рычаг.
По окончании регулировки проволоку удаляем.
Если на средних скоростях движения автомобиля наблюдается перерасход топлива, заменяем главный топливный жиклер первой камеры на другой, чуть меньшей производительности. Таким образом, последовательно уменьшаем пропускную способность жиклера до тех пор, пока не появятся провалы при открытии дроссельных заслонок и подергивания во время движения.
В этом случае выворачиваем жиклер, при котором появились указанные признаки, и заменяем его предыдущим, чуть большей производительности. Иногда после такой регулировки могут возникнуть провалы при трогании автомобиля. В этом случае необходимо обогатить смесь, поступающую в первую камеру на переходных режимах. Это можно сделать, увеличив пропускную способность топливного жиклера системы холостого хода. Но перед тем как приступить к переделкам, необходимо проверить, приведет ли это к исчезновению провалов.
Для этого, выворачиваем держатель топливного жиклера или электромагнитный клапан (в зависимости от модификации карбюратора) и наматываем на резьбовую часть нитку, чтобы исключить подсос воздуха при проверке. До упора заворачиваем держатель жиклера (электромагнитный клапан) в карбюратор. Пускаем двигатель и в режиме холостого хода плавно отворачиваем держатель жиклера (электромагнитный клапан) до момента появления изменений в работе двигателя. Это свидетельствует о том, что топливо начало поступать в канал не только через жиклер холостого хода, но и в обход его. Регулируем винтами состав смеси, после чего оцениваем работу двигателя при плавном троганьи. Если провалы исчезли, замена топливного жиклера холостого хода полезна. Если нет — еще немного отворачиваем жиклер и снова проверяем поведение автомобиля.
Если провалы после регулировки главной топливной системы не появились, можно немного уменьшить сечение топливного жиклера холостого хода. Постепенно заменой жиклера уменьшаем его проходное сечение. После каждой замены винтами «качества» и «количества» регулируем состав смеси на холостом ходу и оцениваем поведение автомобиля в режиме плавного троганья при незначительном повышении оборотов двигателя. При этом не должны ощущаться рывки или провалы.
Если не известно, что требуется для улучшения работы двигателя (обеднение смеси в первой камере или ее обогащение), можно поступить так: сначала заменяем главный топливный жиклер первой камеры на жиклер увеличенного приблизительно на 5% сечения и оцениваем работу двигателя. Затем устанавливаем жиклер производительностью на 5-7% меньше исходного и сравниваем результаты с полученными ранее. Таким образом, ориентируясь на работу двигателя, подбираем оптимальное проходное сечение жиклера.
Существенную роль при подборе жиклеров играет продолжительность поездки и время года. Так, при ежедневных кратковременных поездках, предельное обеднение смеси приведет к тому, что весь путь придется двигаться с прикрытой воздушной заслонкой и повышенным расходом топлива. В этом случае обеднение смеси нецелесообразно. Лучше немного обогатить ее. Обеднение смеси оправдано тогда, когда преобладают длительные поездках.
Внимание! Большое значение при регулировке состава смеси имеет и температура воздуха. В зимний период лучше немного обогатить смесь, приготавливаемую главной дозирующей системой первой камеры, а летом — обеднить. Для этого нужно подобрать два топливных жиклера: один — для летней эксплуатации автомобиля, другой — для зимней.
В стремлении улучшить экономические показатели автомобиля не пытайтесь уменьшать проходное сечение главного топливного жиклера второй камеры. При интенсивном разгоне придется нажимать педаль «газа» более длительное время и вся экономия будет сведена к нулю.