Трансмиссионное масло выполняет следующие функции:
- смазывает детали (подшипники, сальники, муфты синхронизаторов и т. п.);
- создает на рабочих поверхностях зубчатых передач защитную пленку, уменьшающую трение и препятствующую образованию задиров;
- удаляет продукты износа с трущихся поверхностей;
- охлаждает детали.
Трансмиссионное масло классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам.
Классификация по SAE J306 (от англ. Society of Automotive Engineers — Ассоциация автомобильных инженеров, США) определяет свойства трансмиссионного масла по вязкости. Указанный стандарт имеет международное признание и используется всеми производителями масел. Трансмиссионные масла разделены на зимние, летние и всесезонные. Вязкость зимнего масла обозначается цифрой с буквой W (что означает winter — «зима»). Вязкость зимних масел определена для четырех классов - 70W, 75W, 80W и 85W. Класс 75W допускает понижение температуры до -40°C.
Вязкость летнего масла маркируется только цифрой без буквы. Определены классы 80, 85, 90, 140 и 250. Цифра характеризует вязкость масла при температуре 100°C. Чем больше цифра, тем выше вязкость.
В повседневной эксплуатации удобнее использовать всесезонные сорта трансмиссионного масла. Класс вязкости всесезонного масла маркируется буквенно-цифровым индексом, состоящим из двух значений, обозначающих вязкость зимнего и летнего масла, например, 75W-80.
Классификация по API (от англ. American Petroleum Institute — Американский нефтяной институт, США) разделяет трансмиссионные масла на группы в зависимости от эксплуатационных показателей.
Указанный стандарт также признан международными автомобильным сообществом. На текущий момент различают шесть групп трансмиссионного масла, четыре из которых (GL-1, GL-2, GL-3 и GL-6) в автомобилях не используются. Группа GL-4 применяется в агрегатах трансмиссии с цилиндрической передачей. Группа GL-5 применяется в агрегатах трансмиссии с гипоидной передачей. Производители масла в каталогах или на этикетках часто подробно перечисляют характеристики узлов и агрегатов, где допустимо применение каждого сорта трансмиссионного масла. Не следует думать, что масло GL-5 лучше, чем GL-4, поскольку оно рассчитано на большие нагрузки. Более того, применение масла группы GL-5 противопоказано в некоторых типах коробок передач, где из за этого нарушается работа синхронизаторов.
Выпускаются трансмиссионные масла, которые удовлетворяют требованиям, как четвертой, так и пятой группы. На упаковку такого масла нанесена маркировка GL-4/5.
Указанные классификации определяют обобщенные требования к эксплуатационным свойствам трансмиссионного масла. Производители автомобилей при подборе масла проводят всесторонние испытания, в результате выбирают наиболее пригодные масла для применения в агрегатах своих автомобилях.