Проверить работоспособность отопителя климатической установки. Чтобы неожиданно при первых заморозках не оказаться в неотапливаемом салоне автомобиля, следует до наступления холодов включить климатическую установку в режим обогрева и убедиться в исправности отопителя.
Тогда, в случае обнаружения неисправности, будет возможность отремонтировать климатическую установку до первых морозов.
Проверить обогрев заднего стекла. Если вам в течение сезона не приходилось включать обогрев для предотвращения запотевания заднего стекла, то эту операцию следует обязательно выполнить.
Небольшое повреждение нити элемента обогрева можно попытаться восстановить специальным ремонтным составом.
Проверить плотность охлаждающей жидкости или заменить охлаждающую жидкость в соответствии с планом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»).
По плотности можно определить состояние охлаждающей жидкости и ее соответствие климатическим условиям (см. «Проверка технического состояния системы охлаждения»). Если будет обнаружено, что плотность низкая, необходимо заменить охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — замена»). Понижение плотности возможно, если в систему охлаждения доливали воду, из-за чего концентрация этиленгликоля стала меньше. Летом это не так существенно, как зимой. В мороз при низкой концентрации этиленгликоля охлаждающая жидкость может превратиться в кашеобразную смесь или вообще замерзнуть, если в систему охлаждения долили большое количество воды.
Проверить состояние аккумуляторной батареи. Пока на улице плюсовая температура, аккумуляторная батарея, даже если она разряжена на 60—70%, в состоянии обеспечить стабильный запуск двигателя. А вот в сильный мороз бывает, что батарея, разряженная на 50 %, не справляется.
Чтобы в самый неподходящий момент автомобиль не отказался заводиться, необходимо проверить степень заряженности аккумуляторной батареи, состояние ее выводов и клемм силовых проводов (см. «Аккумуляторная батарея — обслуживание»). Разряженную аккумуляторную батарею необходимо снять и зарядить (см. «Аккумуляторная батарея — снятие и установка» и см. «Аккумуляторная батарея — зарядка»), подсоединив к ней зарядное устройство, а перед установкой очистить выводы и клеммы.
Заменить стеклоомывающую жидкость на незамерзающую. Это необходимо сделать, если в бачок залита вода или летняя жидкость для омывателей. Не стоит пытаться максимально оттянуть замену летней омывающей жидкости. Мороз может ударить неожиданно, со всеми вытекающими последствиями. Лучше заранее начинать доливать в бачок незамерзающую жидкость, чтобы с наступлением морозов жидкость в омывателе не замерзла.
Установить на автомобиль зимние шины. Шины, разработанные для эксплуатации в зимних условиях, имеют на боковой поверхности специальные символы (см. «Общая информация»).
Заменять шины лучше, когда среднесуточная температура станет не выше 5—7°C, а не ждать выпадения снега. Желательно иметь два комплекта колес, с летними и зимними шинами. Тогда не придется каждый раз перебортировать шины. К тому же колеса можно будет переставить самостоятельно, а не обращаться каждый раз в шиномонтажную мастерскую. Колеса с летними шинами, перед тем как убрать на хранение, желательно вымыть и обработать специальными средствами для шин. Сколы краски и царапины на дисках колес желательно закрасить.
Проверить состояние подкрылков, щитков и антикоррозионного покрытия кузова. Наибольший урон от коррозии кузов получает зимой. Песок на загородных трассах, антигололедные реагенты на дорогах городов и влага в совокупности с морозом делают свое дело. Для защиты кузова необходимо восстановить поврежденные участки антикоррозийного покрытия, заменить сломанные подкрылки, защитные щитки или брызговики.
Отмыть кузов, проверить состояние его лакокрасочного покрытия, выполнить полировку кузова защитной полиролью. За летний сезон камушки, летящие из-под колес автомобилей, могут повредить краску. Пока на улице тепло и влага быстро испаряется, сколы краски, микротрещины в лакокрасочном покрытии себя никак не проявляют. В зимний период в этих местах будет развиваться коррозия. Поэтому следует внимательно осмотреть кузов, предварительно отмыв его с помощью шампунь-полироля или шампунь-кондиционера.
Эти составы не только очищают кузов, но и создают на нем защитную пленку.
Обнаруженные очаги коррозии необходимо обработать преобразователем ржавчины, сколы закрасить. Выполнение такой работы показано в разделе «Уход за автомобилем» (см. ниже). На места, где это допустимо (на пороги, на днище и на другие поверхности, подверженные абразивному воздействию), нанести антикоррозионный состав.
Дополнительно на кузов желательно нанести полироль. Это не только улучшит внешний вид автомобиля, но и снизит вероятность проникновения влаги к металлу через микротрещины в лакокрасочном покрытии. При подготовке кузова автомобиля к зиме рекомендуется использовать специальные защитные полироли.
Смазать петли и ограничители дверей, петли капота, крышки багажного отделения. Можно обильно покрыть пластичной смазкой петли дверей и капота, чтобы в них не проникала влага и антигололедные реагенты.
Обработать замки дверей пластичной смазкой. Смазка будет защищать детали от воздействия влаги, препятствовать замерзанию замков. Желательно использовать низкотемпературную смазку, чтобы она меньше застывала на морозе, затрудняя работу замка.
Обработать уплотнители дверей и крышки багажника специальной силиконовой смазкой для резины. После обработки на уплотнителе не будет задерживаться влага, в мороз уплотнитель не будет примерзать к кузову. Этим же составом также можно обработать уплотнители опускных стекол.
Продуть радиатор системы охлаждения и конденсор климатической установки сжатым воздухом от компрессора или ножного насоса с целью удалить из них пух, остатки насекомых и другой мусор. Зимой, когда все это пропитается влагой и антигололедными реагентами, в этих местах будут активно разрушаться алюминиевые элементы радиатора системы охлаждения и конденсора климатической установки. Практика показывает, что более всего страдает конденсор. Он может выйти из строя за 3-4 года эксплуатации, если не выполнять профилактические работы.
Заменить моторное масло и масляный фильтр в соответствии с планом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»). Если до очередной замены моторного масла осталось 300—500 км пробега, то лучше не дожидаться положенного срока, а заменить его и масляный фильтр при выполнении сезонного обслуживания.
Заменить свечи зажигания в соответствии с планом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»). Если подходит срок замены, то целесообразно не откладывать выполнение этой работы. Новые свечи зажигания позволят обеспечить стабильный запуск двигателя в мороз.
Рекомендация. На автомобиле с большим пробегом в качестве профилактической меры можно добавить в топливо присадку для удаления влаги (воды, которая за время эксплуатации могла скопиться на дне топливного бака, особенно если приходилось заправлять автомобиль на непроверенных заправках). Вода в мороз обязательно замерзнет. В зависимости от того, где она скопилась, может быть заблокирован топливопровод или топливный фильтр, поврежден топливный насос.