Рекомендация. Поскольку при обрыве ремня привода ГРМ возможно соударение клапанов и поршней, ремень привода газораспределительного механизма заменять через каждые 60 000 км. При замене ремня привода ГРМ следует также заменить его натяжной и направляющий ролики.
Схема привода распределительных валов:
1 - зубчатый шкив коленчатого вала двигателя;
2 - прилив на крышке масляного насоса;
3 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
4 - натяжной ролик;
5 - зубчатый шкив распределительного вала выпускных клапанов;
6 - задняя крышка ремня ГРМ;
7 - зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов;
8 - направляющий ролик;
9 - зубчатый ремень;
А - метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала;
В - метка на крышке масляного насоса;
С, F - метка на задней крышке ремня ГРМ;
D - метка на зубчатом шкиве распределительного вала выпускных клапанов;
Е - метка на зубчатом шкиве распределительного вала впускных клапанов.
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Снимаем верхнюю переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Ремень привода ГРМ — проверка состояния»).
Совет. Если снимаете ремень привода ГРМ не для замены, маркером пометьте на -правление его вращения. При сборке его следует установить в соответствии с меткой.
3. Снимаем переднее правое колесо (см. «Колесо — замена») и устанавливаем автомобиль на надежную подставку.
4. Снимаем правую часть брызговика двигателя.
5. Снимаем ремень привода генератора (см. «Ремень привода генератора — проверка состояния и регулировка натяжения»).
6. Торцовым ключом на 17 мм поворачиваем коленчатый вал до совмещения меток на шкиве распределительного вала выпускных клапанов...
...и на шкиве распределительного вала впускных клапанов с метками на задней крышке ремня привода ГРМ.
Замечание. Это положение будет соответствовать положению коленчатого вала в ВМТ такта сжатия первого цилиндра (см. рис.). Вращать коленчатый вал за болты шкивов распределительных валов не допускается. При выполнении следующей операции коленчатый вал можно удерживать шлицевой отверткой за зубчатый венец маховика. Для этого необходимо отвернуть три винта и снять нижнюю крышку картера сцепления (см. «Поддон картера — снятие, замена прокладки и установка»). Также болт шкива коленчатого вала можно отвернуть, если помощник включит высшую передачу и нажмет педаль тормоза. Но при этом коленчатый вал может немного повернуться. Поэтому необходимо повторно убедиться в совпадении всех меток.
7. Торцовым ключом на 17 мм с удлинителем отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала.
8. Снимаем шкив коленчатого вала и ограничительную шайбу.
9. Шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем три болта крепления нижней передней крышки ремня привода ГРМ.
10. Снимаем крышку.
11. Ключом на 15 мм, повернув болт крепления натяжного ролика на пол-оборота против часовой стрелки, ослабляем натяжение ремня привода ГРМ.
12. Снимаем ремень привода ГРМ.
Рекомендация. После снятия ремня проверьте состояние натяжного и направляющего роликов (см. «Натяжной и направляющий ролики ремня привода ГРМ — проверка и замена»).
Установка
1. Надеваем новый ремень, прокладывая его ветви в соответствии с рисунком, и убеждаясь, что метка на зубчатом шкиве коленчатого вала расположена напротив прилива, выполненного на корпусе масляного насоса.
2. Надеваем ремень на шкив распределительного вала впускных клапанов так, чтобы передняя ветвь ремня была натянута. Не давая ремню ослабнуть, надеваем его на шкив распределительного вала выпускных клапанов.
3. Съемником для стопорных колец поворачиваем натяжитель в направлении стрелок до совмещения меток на нем...
...и ключом на 15 мм затягиваем болт крепления натяжного ролика моментом 33,2-41,2 Нм (3,4-4,2 кгс·м).
4. Если при этом один из распределительных валов повернулся, то ослабляем затяжку ремня и переустанавливаем его, повернув неправильно установленный распределительный вал (допустимое несовпадение меток в пределах одного зуба шкива распределительного вала).
5. Провернув коленчатый вал на два оборота (за венец маховика или завернув в вал болт крепления шкива), убеждаемся по совпадению меток, что взаимное положение валов не нарушено. При необходимости совместив метки, повторяем установку ремня.
6. После совмещения всех меток, устанавливаем снятые с автомобиля детали на место.