- нутромер;
- пруток из мягкого метала (∅21 мм).
Разборка
1. Снимаем с поршня поршневые кольца (см. выше).
2. Шилом поддеваем и вынимаем из проточек стопорные кольца поршневого пальца.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1108.jpg)
3. Прутком из мягкого металла подходящего диаметра выталкиваем поршневой палец.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1109.jpg)
4. Снимаем поршень с шатуна.
Подбор поршней к цилиндрам блока
У новых двигателей зазор между поршнем и цилиндром составляет 0,025-0,045 мм и задается установкой поршней того же класса, что и класс цилиндров.
1. Нутромером проверяем износ стенок цилиндров (см. «Поршень и шатун — замена»).
Диаметры цилиндров разбиты на пять размерных классов (см. табл. 16.4). Класс каждого цилиндра выбит на нижней привалочной плоскости блока цилиндров.
Таблица 16.4. Классы цилиндров по диаметру
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1110.jpg)
Рекомендация. Небольшой равномерный износ цилиндра (в пределах 0,05 мм) возможно компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром.
Если максимальный износ составляет 0,15 мм и более, требуется расточка цилиндров и установка поршней ремонтного размера.
Предусмотрена расточка цилиндров на 0,4 мм и 0,8 мм под размеры ремонтных поршней.
2. На днище поршня нанесены обозначения, где:
- 2 - класс отверстия под поршневой палец;
- С - класс поршня;
- "стрелка влево" - стрелка для ориентирования поршня в цилиндре (должна быть направлена в сторону привода ГРМ);
- Г - группа массы поршня.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1111.jpg)
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни делятся на три класса (1, 2, 3) — через 0,004 мм.
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) — через 0,01мм (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня).
По размеру поршни бывают номинальные и двух ремонтных размеров. Поршни номинального размера не маркируются. Поршни первого ремонтного размера изготавливаются с увеличенным на 0,4 мм диаметром и имеют маркировку в виде символа «□». Поршни второго ремонтного размера имеют увеличенный на 0,8 мм диаметр и маркируются символом «□».
На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе. Поршни номинальной группы обозначаются символом «Г». Поршни с увеличенной и уменьшенной массой на 5 г обозначаются «+» и «—» соответственно.
Класс пальца маркируется краской на его торце.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1112.jpg)
Замечание. Шатунно-поршневая группа может комплектоваться либо пальцами 2108-1004020 с увеличенной толщиной стенок, либо пальцами 2110-1004020.
Таблица 16.5. Классы шатунов по массе
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1113.jpg)
Таблица 16.6. Классы поршневых пальцев по наружному диаметру и диаметру отверстий под пальцы
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1114.jpg)
По наружному диаметру пальцы делятся на три класса (синий, зеленый и красный), через 0,004 мм.
Для облегчения подбора пальца к отверстию поршня на его внутренней стороне краской указывается требуемый класс пальца.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1115.jpg)
Требуемый класс пальца указан на крышке шатуна 2. По массе головок шатуны делятся на классы. Маркировка наносится на крышку шатуна 1...
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1116.jpg)
...или краской.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1117.jpg)
Предупреждение! На двигатель должны быть установлены шатуны одного класса по массе (см. табл. 16.5).
Сборка
Собираем поршень с шатуном в последовательности, обратной разборке.
Предупреждение! При сборке шатуна с поршнем убедитесь, что маркировка на шатуне и маркировка на поршне обращены в одну сторону.
При установке поршня в цилиндр шатун номером цилиндра должен быть обращен к той стороне блока, на которой находится прилив для установки масляного фильтра, а каталожным номером — к переднему концу коленчатого вала.