КПП JH3
Коробка передач JH3: 1 - задняя крышка кпп; 2 - кронштейн троса сцепления; 3 - вилка сцепления; 4 - картер кпп; 5 - штуцер сапуна; 6 - механизм переключения передач; 7 - полость для датчика скорости; 8 - вал правой полуосевой шестерни дифференциала; 9 - картер сцепления; 10 - первичный вал; 11 - пыльник; 12 - держатель для электропроводов; 13 - крышка маслозаливная; 14 - корпус внутреннего шарнира приводного механизма левого колеса; 15 - выключатель света заднего хода
Двигатель автомобиля, так же как и все двигатели внутреннего сгорания, развивает мощность и крутящий момент в сравнительно узком диапазоне оборотов. При уменьшении числа оборотов двигателя мощность уменьшается.
Силовая передача позволяет уменьшать число оборотов ведущего моста по отношению к числу оборотов коленчатого вала двигателя, увеличивая тяговое усилие. Чем выше тяговое усилие, тем меньше скорость движения.
Во время езды на автомобиле возникает необходимость применять различные скорости движения и разные тяговые усилия. Так, например, при движении по глубокому песку скорость незначительна, а для преодоления сопротивления дороги необходимо довольно большое тяговое усилие. Большое тяговое усилие требуется также при трогании автомобиля с места и преодолении крутых подъемов. Напротив, при движении по дороге с твердым по крытием нужно небольшое тяговое усилие, а скорость движения может быть большой.
Для увеличения или уменьшения тягового усилия на ведущем мосте при неизменной величине крутящего момента на валу двигателя в силовой передаче автомобиля используется коробка передач.
Ввиду того, что двигатели различных моделей автомобиля имеют различную мощность, то, конечно, и передаточные числа отдельных передач, а, следовательно, и числа зубьев зубчатых колёс другие. Однако принцип работы коробок передач одинаковый, и операции по разборке, сборке и ремонту в общем аналогичны.
Назначение коробки передач - обеспечить дальнейшее преобразование крутящего момента по величине и направлению в соответствии с нагрузкой на автомобиль, а также создать возможность работы двигателя на холостом ходу.
Основной принцип работы КПП везде одинаков, суть которого заключается в попарном соединении шестерен, которые имеют разное число зубьев. При этом передаваемый шестернями крутящий момент изменяется пропорционально передаточному числу, т.е. отношению чиста зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей.
Коробка передач в принципе очень простое устройство.
Механизм управления коробкой передач: 1 – втулка (к ней подсоединяется тяга управления КПП); 2 – фиксатор рычага КПП; 3 – рычаг переключения передач (имеет шаровую опру которая вставлена в корпус); 4 – рукоятка рычага; 5 – пластмассовый корпус
Тяга управления КПП: 1 – стяжной болт; 2 – хомут; 3 – гайка; 4 – тяга; 5 – палец тяги
Тяга крепится одним концом к втулке механизма управления КПП, а другим концом к механизму переключения установленному на КПП.
КПП JR5
Коробка передач JR5: 1 - первичный вал; 2 - сальник привода правого колеса; 3 - картер сцепления; 4 - картер КПП; 5 - задняя крышка; 6 - штуцер сапуна; 7 - рым-кронштейн; 8 - рычаг включения передач; 9 - рычаг выбора передач; 10 - датчик скорости или заглушка; 11 - кронштейн крепления тросов управления коробкой передач; 12 - сальник привода левого колеса; 13 - выключатель света заднего хода; 14 - крышка маслозаливная; 15 - трубка подвода жидкости к рабочему цилиндру гидропривода сцепления; 16 - подшипник выключения сцепления
Механизм управления коробкой передач: 1 - трос выбора передач; 2 - трос включения передач; 3 - механизм управления; 4 - рычаг переключения передач; 5 - чехол рычага переключения передач; 6 - рукоятка рычага переключения передач
КПП ВАЗ-21809
Переработанная коробка передач производства ВАЗ с тросовым приводом переключения. Устанавливается на Lada Largus вместо КПП JR5 с 2018 года, в паре с 16-клапанным мотором ВАЗ-21129. Совместно с зарубежными инженерами над коробкой произведён ряд доработок с целью снижения шумов вибраций, в т.ч. был изменен профиль зуба шестерён. Повышена чёткость и сбалансированность переключения передач.
Таблицы передаточных чисел КПП LADA Largus
Примечание. передаточные значения на автомобилях с двигателями производства АвтоВАЗ отличаются от представленных.
5 мест с К7М | 7 мест с К7М | 5 и 7 мест с К4М | Фургон с К7М и К4М | |
Коробка передач | JH3 540 | JR5 551 | JR5 549 | JR5 517 |
1ая передача | 3,727 | 3,727 | 3,727 | 3,727 |
2ая передача | 2,048 | 2,048 | 2,048 | 2,048 |
Зя передача | 1,393 | 1,321 | 1,393 | 1,321 |
4ая передача | 1,029 | 0,971 | 1,097 | 0,971 |
бая передача | 0,82 | 0,795 | 0,892 | 0,738 |
Задняя передача | 3,545 | 3,545 | 3,545 | 3,545 |
Главная пара | 4,214 | 4,5 | 4,214 | 4,928 |
Передаточные числа КПП ВАЗ-21809
l | 3,636 |
II | 1,952 |
III | 1,357 |
IV | 0,941 |
V | 0,784 |
Задний ход | 3,500 |
Главная передача | 3,944 |
Заводские обозначения и параметры пятой передачи
Передаточное отношение | Шестерня первичного вала | Шестерня вторичного вала | ||
Число зубьев | Обозначение детали | Число зубьев | Обозначение детали | |
0,892 | 37 | 8200611295 | 33 | 8200608035 |
0,820 | 39 | 8200611299 | 32 | 8200607980 |
0,795 | 39 | 8200611297 | 31 | 8200607978 |
0,756 | 41 | 8200611301 | 31 | 8200607981 |
0,738 | 42 | 8200611303 | 31 | 8200607983 |
Масса коробок передач (вес КПП в килограммах)
- JH3 - 33,0 кг
- JR5 - 34,0 кг
- 21809 - 31,8 кг
Идентификация КПП
Определение установленной КПП по комплектации и двигателю (только для двиг. Renault).
Кузов и двигатель | Универсал 5 мест с К7М | Универсал 7 мест с К7М | Универсал 5 и 7 мест с К4М | Фургон с К7М и К4М |
Установленная КПП | JH3 540 | JR5 551 | JR5 549 | JR5 517 |
Более подробно соотношение двигателей и КПП указано здесь.
Примечание. Для точной идентификации установленной КПП смотрите её маркировку (см. ниже).
На табличке 1, рисунок 2-1, выбитой на картере коробки передач ударным способом, приведена информация о коробке передач, рисунок 2-2.
Рисунок 2-1 - Расположение идентификационной таблички на коробке передач: 1 - идентификационная табличка
Рисунок 2-2 - Расположение информационных полей на табличке коробки передач: 1 - тип коробки передач; 2 - индекс коробки передач; 3 - завод изготовитель; 4 - заводской номер
Маркировки на коробках передач нанесены снизу, на картере.
Код КПП находится на наклейке, которая находится на задней, чёрной крышке КПП (слева по ходу движения). Увидеть ее на машине хотя и затруднительно, но можно:
Отличия в обозначении КП
Производство АВТОВАЗ
Маркировка узлов JH3 и JR5 сборки АВТОВАЗа буквой "Р"
Внешняя поставка
Маркировка узлов JH3 и JR5 внешней поставки (напр. "А")