В системе световой сигнализации автомобилей ГАЗ применяется электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации РС950-П и 494.3747 (табл. 6.1).
Таблица 6.1. Реле-прерыватели указателей поворота автомобилей ГАЗ
В конструкциях реле-прерывателей РС950-П и 494.3747 применяется сочетание электронного управляющего реле с электромагнитным исполнительным реле на выходе для управления цепью питания сигнальных ламп. Технические характеристики реле-прерывателя РС950-П приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2. Технические характеристики реле-прерывателя PC950-П
Прерыватель РС950-П — контактно-транзисторный. Его схема приведена на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Схема реле-прерывателя указателей поворота РС950-П: 1 - боковой повторитель; 2 - передний указатель поворота; 3 - реле-прерыватель указателей поворота РС950-П; 4 - лампа сигнализатора указателей поворота; 5 - переключатель указателей поворота; 6 - выключатель аварийной сигнализации; 7 - лампа сигнализатора аварийной сигнализации; 8, 9 - плавкие предохранители на 6 А; 10 - выключатель зажигание; 11 - указатель тока; 12 - аккумуляторная батарея; 13 - задний указатель поворота; R1...R16 резисторы; C1, С2 - конденсаторы; VD1...VD4 диоды; VT1...VT5 - транзисторы; К - обмотка исполнительного электромагнитного реле; К1...КЗ - обмотки реле с герконами
Функционально прерыватель состоит из трех устройств (рис. 6.2):
- задающего генератора управляющих импульсов, собранного на нескольких транзисторах;
- коммутирующего элемента, в качестве которого используется электромагнитное реле;
- устройства контроля исправности ламп указателей поворота, основным элементом которого является электромагнитное реле.
При включении указателя поворота переключателем ПП (см. рис. 6.2) задающий генератор импульсов ЗГИ подает управляющие импульсы на коммутирующий элемент КЭ (электромагнитное реле). Коммутирующий элемент подает напряжение бортовой сети (через замыкающиеся контакты реле) на лампы ЛЛП и ЛПП указателей поворота с частотой, равной частоте управляющих импульсов задающего генератора. В результате лампы указателей поворота мигают с заданной частотой (60...120 циклов в минуту). Ток, проходящий через обмотку реле устройства контроля исправности ламп (УКЛ), при исправном состоянии сигнальных ламп достаточен для замыкания контактов реле. При перегорании одной из сигнальных ламп ток через обмотку реле уменьшается, контакты его размыкаются, и контрольная лампа указателей поворота гаснет.
Рис. 6.2. функциональная схема реле-прерывателя указателей поворота: ЗГИ - задающий генератор импульсов; КЗ - коммутирующий элемент; ПП - переключатель указателей поворот он; КЛ - контрольная лампа; ЛЛП - лампы сигнализации левого поворота; ЛПП - лампы сигнализации правого поворота; УКЛ - устройство контроля исправности ламп
Прерыватель 494.3747 (рис. 6.3) имеет те же функциональные устройства, что и прерыватель РС950-П. Электронная часть реле-прерывателя обеспечивает 60...90 прерываний в минуту. Отличие работы прерывателя 494.3747 заключается в том, что при перегорании одной из сигнальных ламп поворота электронное устройство контроля исправности ламп прерывателя 494.3747 обеспечивает не погасание контрольной лампы поворота, а ее мигание с удвоен ной частотой (120...180 миганий в минуту).
Рис. 6.3. Схема реле-прерывателя указателей поворота 494.3747: D - микросхема VA01iП23; К1 - обмотка исполнительного электромагнитного реле; K1:1, К1:2 - контакты реле; R1 - резистор 3,3 кОм; R4 - резистор 0,04 Ом; R5 - резистор 1,5 кОм
Прерывистый режим работы очистителей ветрового стекла автомобилей ГАЗ-3110, -33021 и -2752 осуществляется при управлении электродвигателем очистителей посредством специальных электронных реле 524.3747, 931.3747, 932.3747 (табл. 6.3).
Таблица 6.3. Электронные реле прерывистой работы стеклоочистителей автомобилей ГАЗ
На рис. 6.4 показана схема управления включением электродвигателей очистителя и омывателя ветрового стекла электронным реле 524.3747. При положении I переключателя SA система отключается. При этом выводы якоря электродвигателя М1 стеклоочистителя через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты K1:1 реле К1 оказываются замкнутыми, вследствие чего обеспечивается динамическое торможение и быстрая остановка электродвигателя.
Рис. 6.4. Схема управления стеклоочистителем и стеклоомывателем с реле 524.3747: М1 - приводной двигатель стеклоочистителя; М2 - мотонасос стеклоомывателя; D - микросхема; К - электромагнитной клапан; К1 - электромагнитное исполнительное реле; VD - диод; F1...F3 - предохранители; C1, С2 - конденсаторы; R1...R5 - резисторы; SQ - концевой выключатель; SA - переключатель режимов работы стеклоочистителя и стеклоомывателя
При положении IV переключателя SA напряжение через встроенный в корпус стеклоочистителя биметаллический предохранитель F3 подается на основные щетки электродвигателя М1, и он работает с малой частотой вращения вала. При переводе переключателя SA в положение V питание подводится к третьей дополнительной щетке электродвигателя, и он работает с высокой частотой вращения вала; интенсивность очистки стекла увеличивается.
При положении II (нефиксируемом) и III (фиксируемом) переключателя SA осуществляется прерывистый режим работы стеклоочистителя. В этом режиме спряжение подводится к основным щеткам электродвигателя М1 только в том случае, если замкнуть контакты К1:1 реле К1. Срабатыванием реле К1 управляет электронная схема реле времени, собранная на микросхеме D.
При переводе переключателя SA в положение II или III напряжение подводится к выводу «j» реле 524.3747, соединенному со входом 2 микросхемы D. Микросхема обеспечивает периодический заряд конденсаторов С1 и С2, при котором с выхода 7 микросхемы D подается напряжение на электромагнитное реле. Реле К1 срабатывает, контакты К1:1 замыкаются, включая через вывод «S» электродвигатель стеклоочистителя, который начинает работать с малой частотой вращения. После разряда конденсаторов С1 и С2 напряжение на выходе 7 микросхемы исчезает, реле К1 размыкает контакты К1:1, и стеклоочиститель выключается. Появление напряжения на выводе «S» реле 524.3747 происходит с частотой 7...19 циклов в минуту.
Электродвигатель омывателя ветрового стекла объединен в один узел с насосом, образуя единый узел — мотонасос. Реле 524.3747 при включении мотонасоса омывателя обеспечивает одновременно включение и работу электродвигателя очистителя с малой частотой вращения. При переводе переключателя SA в положение «0», соответствующее включению стеклоомывателя, через вывод 86 подается напряжение на микросхему D, и на выходе 7 микросхемы появляется напряжение. Реле К1 замыкает контакты К1:1, и стеклоочиститель начинает работать.
После выключения насоса омывателя конденсатор С2 некоторое время разряжается на цепи микросхемы, поддерживая напряжение на выходе 7 микросхемы. При этом очистка стекла прекращается не сразу, а после двух-четырех сдвоенных ходов теток очистителя.
Мотонасос омывателя на различных моделях и модификациях автомобилей может нагнетать жидкость в три магистрали: к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами. На схеме (см. рис. 6.4) электромагнитный клапан К магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременное электродвигателем М2 насоса при переводе переключателя SA в положение «0». Диод VD служит для разделения целей электродвигателя М2 и клапана К, в результате чего обеспечивается возможность подачи жидкости мотонасосом в другие магистрали.