При включении зажигания контрольная лампа загорается и, пока двигатель еще не работает, происходит проверка исправности системы. После пуска двигателя лампа должна гаснуть. Если она продолжает гореть, значит, система встроенной диагностики обнаружила неисправность.
Для указания источника неисправности служат двузначные диагностические коды 12...61. У различных контроллеров коды неисправностей могут отличаться. В табл. 4.7 представлена расшифровка диагностических кодов неисправностей датчиков применительно к контроллеру отечественного типа «Январь-4».
Таблица 4.7. Коды неисправностей контроллера типа «Январь-4»
Код | Неисправность |
12 | Неисправность диагностической цепи контрольной пампы |
14 | Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
15 | Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
19 | Ошибка датчика положения коленчатого вала |
21 | Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
22 | Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
24 | Отсутствует сигнал датчика скорости автомобиля |
33 | Ошибка датчика массового расхода воздуха (высокая частота сигнала на выходе датчика) |
34 | Ошибка датчика массового расхода воздуха (низкая частота сигнала на выходе датчика) |
43 | Ошибка датчика детонации |
Когда неисправность обнаружена, код заносится в память контроллера и включается контрольная лампа «CHECK ENGINE». Это не означает, что автомобиль должен быть немедленно остановлен, а двигатель - выключен, но причина включения лампы должна быть выяснена при первой же возможности. Если неисправность пропадает, контрольная лампа гаснет обычно через 10 с, но код неисправности будет храниться в памяти контроллера.
Коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера, могут быть прочитаны специальным диагностическим прибором либо подсчетом числа вспышек лампы «CHECK ENGINE».
Рис. 4.25. Колодка диагностики: А - контакт, соединенный с массой; В - диагностический контакт для подачи сигнала на контроллер; G - контакт управления электро-бензонасосом; М - контакт выдачи информации (канал последовательных данных)
Для считывания кодов с помощью лампы необходимо соединить вывод «В» (рис. 4.25) колодки диагностики с выводом «А» или с «массой». Колодка диагностики на автомобилях ВАЗ расположена в салоне под панелью приборов. После соединения контактов «А» и «8» включите зажигание. Лампа «CHECK ENGINE» вспышками три раза подряд высветит код «12» в такой последовательности: вспышка, пауза (1...2 с), вспышка, вспышка, длинная пауза (2...3 с), и так еще два раза (рис. 4.26). Код «12» говорите том, что работает система диагностики. Если код «12» не высвечивается, то имеются неполадки в самой системе диагностики. После высвечивания кода «12» лампа «CHECK ENGINE» выдает коды неисправностей (три раза подряд), если последние существуют, или просто продолжает высвечивать код «12» в случае, когда неисправности не установлены. Если в памяти контроллера хранится более одного кода неисправностей, то каждым из них высвечивается трижды. По окончании диагностики размыкать выводы «А» и «В» колодки диагностики разрешается лишь через 10 с после выключения зажигания.
Рис. 4.26. Выдача кода 12 контрольной лампой «Check engine»
Стирают коды из памяти контроллера по окончании ремонта. Для стирания необходимо отключить питание контроллера не менее чем на 10 с отсоединением клеммы «минусового» провода от вывода «-» аккумуляторной батареи или удалением предохранителя защиты контроллера. Чтобы не повредить контроллер, включать и отключать его питание необходимо только при выключенном зажигании.
Следует отметить, что считывание диагностических кодов контроллеров фирмы Bosch возможно только с помощью специального диагностического прибора DST-2, а лампа «CHECK ENGINE» в этих системах лишь сигнализирует о возникшей неисправности, но не дает информацию о ее характере,
В табл. 4.8 и 4.9 представлены расшифровки диагностических кодов, относящихся к датчикам, применительно к контроллерам фирмы Bosch - М1.5.4 и МР7.0.
Таблица 4.8. Диагностические коды контроллера М1.5.4
Код | Неисправность |
0102 | Низкий уровень сигнала датчику массового расхода воздуха |
0103 | Высокий уровень си гнала датчика массового расхода воздуха |
0112* | Низкий уровень сигнала датчика температуры воздуха |
0113* | Волоокий уровень сигнала датчика температуры воздуха |
0117 | Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
0118 | Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
0122 | Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
0123 | Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
0131* | Низкий уровень сигнала датчика кислорода |
0132* | Высокий уровень сигнала датчика кислорода |
0134* | нет отклика датчика кислорода при обеднении или обогащении смеси |
0325 | Обрыв датчика детонации |
0327 | Низкий уровень шума двигателя |
0328 | Высокий уровень шума двигателя |
0335 | Ошибка датчика положения коленчатого вала |
0340* | Ошибка датчика фаз |
0501 | Ошибка датчика скорости автомобиля |
* Использование указанных кодов определяется комплектацией автомобиля.
Таблица 4.9. Диагностические коды контроллера МР7.0 фирмы Bosch
Код | Неисправность |
Р0102 | Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха |
P0103 | высокий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха |
Р0115 | Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости |
Р0717 | Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
Р0118 | Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
Р0122 | Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
Р0323 | высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
Р0130 | Ошибка датчика кислорода |
Р0132 | Высокий уровень сигнала датчика кислорода |
Р0134 | Отсутствие сигнала датчика кислорода |
Р0327 | Низкий уровень сигнала датчика детонации |
Р0328 | Высокий уровень сигнала датчика детонации |
Р0335 | Ошибка датчика положения коленчатого вала |
Р0336 | Ошибка датчика положения коленчатого вала |
Р0500 | Ошибка датчика скорости автомобиля |
Р0503 | Прерывающийся сигнал датчика скорости автомобиля |
P0607 | Ошибка канала детонации контроллере |
Р1102 | Низкое сопротивление нагревателя датчика кислорода |
Р1115 | Неисправная цепь управления нагревом датчика кислорода |
Р1140 | Ошибка датчика массового расхода воздуха |
Поиск и устранение неисправностей датчиков и других элементов системы автоматического управления двигателями, как правило, выполняется с применением специального диагностического прибора DST-2 и диагностических карт, приводимых в соответствующих руководствах по ремонту. Вместе с тем, для первичной оценки исправности датчиков может быть использован обычный тестер.
Признаки неисправности и проверка датчика дроссельной заслонки 2112-1148200. При неисправности датчика дроссельной заслонки частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу повышается, либо становится неустойчивой («плавает»). Для первичной проверки датчика соберите схему рис. 4.27. При полностью закрытой дроссельной заслонке Uвых должно быть ниже 1,25 В. а при полностью открытой дроссельной заслонке - выше 4 В. Более точную проверку датчика можно выполнить с помощью осциллографа. Дело в том, что на работу двигателя оказывают провалы и скачки Uвых датчика, что объясняется износом резистивного слоя иди ползунка датчика. Длительность этих провалов и скачков может быть в пределах нескольких миллисекунд, и тестер их не обнаружит.
Рис. 4.27. Схема проверки датчика положения дроссельной заслонки (ВАЗ): 1 - датчик; 2 - разъем датчика; 3 - вольтметр
Признаки неисправности и проверка датчика положения коленчатого вала 191.3847. При неисправности датчика положения коленчатого вала двигатель не работает: не пускается или останавливается.
Для проверки работоспособности датчика отсоединяем колодку проводов от любой форсунки и подключаем к ней контрольную лампу. Снимаем высоковольтный провод со свечи соответствующего цилиндра, вставляем в его наконечник запасную свечу и включаем стартер. Если при этом лампа не мигает, а на свече нет искры, значит, неисправен датчик, либо ненадежны его соединения.
Признаки неисправности и проверка датчика концентрации кислорода. При появлении кодон, сигнализирующих о неисправности датчика концентрации кислорода (см. табл. 4.8 и 4.9), датчик нужно заменить, но перед установкой нового датчика тщательно осмотрите старый. Часто датчик выходит из строя из-за неверной работы или некачественного обслуживания и регулировки систем двигателя.
Если на старом датчике черный налет (сажа), то это значит, что двигатель работает на обогащенной топливо воздушной смеси.
Если заменяемый датчик имеет отложения белого (похожего на мел) порошка, то датчик «отравлен» кремнием, например, из-за неправильного применения при ремонте двигателя силиконового герметика.
Датчик может быть «отравлен» и антифризом из системы охлаждения. При атом на нем появляются отложения, напоминающие песок белого или зеленого цвета.
Наконец, если в отработавших газах слишком много масла из-за износа поршневых колец, неисправности системы вентиляции картера и других причин, то на датчике будут отложения темно-коричневого цвета.
Остальные датчики ЭСУД автомобилей ВАЗ проверяются так же, как и датчики ЭСУД автомобилей ГАЗ. Необходимо отметить, что неисправные датчики системы управления двигателем не ремонтируются, а заменяются новыми. При замене следует соблюдать осторожность и быть внимательным. Повреждения или неправильная установка датчиков приводят к нарушениям работы ЭСУД, а также невозможности пуска двигателя.