Реле включения (дополнительное реле) стартера служит для подачи напряжения электрического питания на тяговое реле стартера и шунтирования (закорачивания) добавочного резистора системы зажигания на время работы стартера при пуске двигателя. Устройство дополнительного реле PC507-Б системы пуска двигателя автомобиля ГАЗ-31029 показано на рис. 5.4. Основание реле выполнено из изоляционного материала (пластмассы). На основании 1 смонтированы (приклепаны) пять электрических выводов (клемм) 12. Электромагнитная система и контакты закрыты металлической штампованной крышкой 4, к которой приварен кронштейн 6 крепления реле на автомобиле. Соединение крышки с основанием уплотняется резиновой прокладкой 2. Основные технические характеристики реле приведены в табл. 5.2.
Рис. 5.4. Реле РС507-Б: 1 - основание; 2 - уплотнительная прокладка; 3 - стойка пружины; 4 - крышка, 5 - пружина; 6 - кронштейн крепления реле; 7 - якорь; 8 - сердечник обмотки; 9 - контакты 10 - обмотка; 11- ярмо; 12 - вывод
Электрические выводы реле имеют буквенную маркировку:
- «К» — два вывода обмотки репе. Один из них через выводы «50» и «30» выключателя зажигания и указатель тока (амперметр) подсоединен к выводу «+» аккумуляторной батареи, другой соединен с корпусом («массой») автомобиля;
- «6» — подсоединен к аккумуляторной батарее до указателя тока. Это связано с тем, что в момент пуска двигателя стартером величина потребляемого тяговым реле тока может значительно превышать предельное значение шкалы указателя тока;
- «С» — подсоединен к тяговому реле стартера;
- «КЗ» — подсоединен к выводу «0» добавочного резистора системы зажигания.
В цепи включения стартера на автомобилях ГАЗ 3110, -33021, -2752 используется реле 711.3747. Принцип его действия и технические характеристики такие же, как и РС507-Б. Отличия заключаются в устройстве (четыре вывода вместо пяти), маркировке выводов («30», «85», «86», «87») и схеме подключения.
На автомобилях ГАЗ-33021 и -2752 коммутация цепей переключателей и ламп фар осуществляется непосредственно, а на автомобилях ГАЗ-3110 — посредством дополнительного реле РС711.
Реле переключения света фар РС711 (рис. 5.5) служит для переключения света фар с ближнего на дальний и наоборот а также для включения дальнего света для кратковременной сигнализации. Управление реле осуществляется подрулевым переключателем.
Рис. 5.5. Реле переключателя света фар РС711: 1 - монтажная панель; 2 - крышка; 3 - якорь; 4 - обмотка; 5, 6 - контактная пластина; 7 - контакты переключения света фар; 8 - контакты сигнализации фарами; 6 - переключающее устройство; 10 - пружина
Реле содержит переключающиеся контакты 7, которыми фары переключаются с ближнего на дальний свет и наоборот, и контакты 8 кратковременного включения дальнего света фар.
В качестве разгрузочных реле на автомобилях ГАЗ применяются реле 711.3747, 113.3747 и 90.3747. Они служат для уменьшения тока в цепях управления и содержат основные конструктивные элементы типового электромагнитного реле (см. рис. 5.2): обмотку, магнитопровод (сердечник), якорь, контакты и возвратную пружину. При прохождении тока по обмотке якорь притягивается к магнитопроводу и контакты реле замыкаются, шунтируя (то есть, создавая параллельную электрическую цепь с близким к нулю сопротивлением) цепь управления. При этом снижается величина силы тока, протекающего через разгружаемое устройство (например, контакты замка зажигания).
На автомобили ГАЗ устанавливаются трехрежимные электродвигатели очистителей ветрового стекла. Кроме режимов непрерывной работы с малой и большой скоростью, такой электродвигатель имеет режим прерывистой работы, который на автомобилях ГАЗ-З1029 и -3110 обеспечивается посредством электромагнитного реле прерывистой работы стеклоочистителя РС431-Б (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Реле РС431-Б прерывистой работы стеклоочистителя: 1 - контакты; 2 - якорь; 3 - крышка; 4 - пружина; 5 - основание; 6 - резистор; 7 - электромагнитное реле; 8 - стойка биметаллической пластины; 9 - биметаллическая пластина; 10 - обмотка, 11 - стойка неподвижного контакта; е - зазор между якорем и сердечником
Реле РС431-Б состоит из электромагнитного реле 5 и биметаллической пластины 9 с нагревательной обмоткой 10. При включении переключателя стеклоочистителя в положение прерывистой работы срабатывает реле 5 (рис. 5.7), которое своими контактами 6 включает электродвигатель стеклоочистителя и подает напряжение на нагревательную обмотку 3. Стеклоочиститель работает на малой скорости. По мере нагрева обмотки 3 биметаллическая пластина изгибается и контакты 2 размыкаются. Реле 5 обесточивается и электродвигатель стеклоочистителя отключается. Через некоторое время биметаллическая пластина остынет, контакты 2 вновь замкнутся и процесс повторится с частотой 7...19 циклов в минуту. Включение режимов малой, большой скорости и включение омывателя осуществляются переключателем 18.
Рис. 5.7. Схема работы стеклоочистителя и стеклоомывателя с реле РС431-Б: 1 - реле РС431-Б; 2 - биметаллическая пластина; 3 - обмотка; 4 - резистор; 5 - обмотка реле 6 - контакты реле; 7 - электродвигатель стеклоочистителя; В - конденсаторы; 9 - фильтр радиоле мех; 10 - постоянный магнит. 11 - якорь электродвигателя стеклоочистителя; 12 - концевой выключатель; 13 - биметаллический предохранитель; 14 - предохранитель на 10 А; 15 - предохранитель на 60 А; 16 - аккумуляторная батарея: 17 - электродвигатель омывателя; 18 - переключатся»
На автомобилях ГАЗ-33021 и 2752 для отключения аккумуляторной батареи на ее основании установлен выключатель батареи 1300.3737, представляющий собой контактор, включаемый от специальной кнопки на панели приборов. При нажатии кнопки на обмотку электромагнита выключателя подается питание, его якорь втягивается и через шток перемещает контактное устройство, замыкающее контакты. При этом фиксатор попадает в выемку рычага стопорного устройства. Контактное устройство фиксируется в замкнутом состоянии. При новом нажатии кнопки дистанционного выключения выключателя батареи якорь электромагнита вновь втягивается, шток воздействует на рычаг стопорного устройства, который утапливает фиксатор, а пружина контактного устройства размыкает контакты. Контакты можно разомкнуть и непосредственным нажатием на резиновый колпачок, расположенный на торце выключателя батареи.
В схемах управления различными потребителями автомобилей ГАЗ широко применяется типовое малогабаритное электромагнитное реле 113.3747 (см. табл. 5.2) для включения электродвигателя вентилятора отопителя; в схеме автоматического включения (выключения) электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателей автомобилей ГАЗ-3110 и -2752 (реле срабатывает по сигналу термобиметаллического датчика температуры ГМ-108); в схеме включения звуковых сигналов и элемента обогрева заднего стекла автомобилей ГАЗ-31029 и -3110. Устройство реле 113.3747 соответствует приведенному на рис. 5.2.