Коммутационная аппаратура обеспечивает связь потребителей электрической энергии с бортовой сетью автомобиля, По принципу действия ее можно разделить на коммутационную аппаратуру прямого действия (выключатели, переключатели, кнопки) и аппаратуру дистанционного действия (реле, контакторы). Аппаратура прямого действия, которая часто требуется водителю во время движения, объединяется в комбинированные многофункциональные устройства.
В органы управления коммутационной аппаратуры прямого действия в ряде случаев встраивают лампы подсветки, облегчающие поиск элементов управления в темноте, а также светодиоды или лампы со светофильтрами, цвет которых зависит от функционального назначения элементов:
- красный — предупреждающий о необходимости принятия мер для предотвращения аварийной работы агрегатов, обеспечивающих безопасность автомобиля;
- оранжевый — предупреждающий о необходимости принятия мер для обеспечения дальнейшей нормальной работы автомобиля;
- зеленый — информирующий о нормальной работе системы;
- синий — информирующий о том, что включен дальний свет, двигатель находится в холодном состоянии.
Для удобства управления стандартизированы условные обозначения на органах управления (кнопках, клавишах, рукоятках) и крышках коммутационных блоков. В табл. 5.1 приведены наиболее часто используемые обозначения.
Таблица 5.1. Условные обозначения на элементах коммутационной аппаратуры
Условные обозначения наносят на видимые с места водителя поверхности элементов управления или в непосредственной близости от них.
Практически унификация элементов коммутационной аппаратуры на различных автомобилях труднодостижима. Поэтому применяются устройства, разнообразные как по конструкции, так и по выполняемым ими функциям. Вместе с тем, к коммутационной аппаратуре предъявляется ряд общих основных технических требований:
- обеспечение в процессе эксплуатации многократного разрыва электрических цепей, что предъявляет специфические требования к контактной группе и узлу переключения;
- ограниченное число подвижных кинематических связей;
- минимальная масса;
- малые размеры;
- удобство управления и присоединения жгутов проводов;
- надежность в процессе эксплуатации.
На рис. 5.1 приведены общепринятые для электрических принципиальных схем условные графические изображения часто встречающихся элементов коммутационной аппаратуры.
Рис. 5.1. Условные графические обозначения элементов коммутационной аппаратуры автомобилей: а - реле; б - соединений; в - выключателей и переключателей
Защитная аппаратура включает плавкие и термобиметаллические (тепловые) предохранители. Они предназначены для автоматического отключения отдельных участков электрической цепи и элементов электрооборудования (потребителей) от источников электрической энергии при коротких замыканиях и перегрузках.
На современных автомобилях имеется значительное число коммутационных и защитных устройств. Для облегчения монтажа, снижения трудоемкости сборки электрооборудования на конвейере, удобства технического обслуживания, диагностики и ремонта элементы коммутационной и защитной аппаратуры, как правило, группируются в отдельном блоке.