После высушивания на шпатлевочном слое остаются швы от проходов шпателя, неровности по краям, грубые дефекты от неумелого шпатлевания.
В случае достаточно жестких (например, эпоксидных) щпатлевочных слоев грубые дефекты - выпуклости сравнительно быстро можно удалить с помощью острозаточенного ножовочного полотна, режущая кромка которого несколько длиннее размера зашпатлеванного участка поверхности. Полотно устанавливают на дефектный участок и, последовательно снимая стружку с выпуклых поверхностей, уменьшают их толщину.
Более мелкие неровности удаляют путем мокрого шлифования водостойкой шлифовальной шкуркой зернистостью не выше 40 мкм. Шкурку закрепляют на жестком бруске (дерево, пластмасса, толстая резина), имеющем хотя бы одну ровную плоскость. Такая оснастка обеспечивает избирательное шлифование выпуклостей, не затрагивающее участков поверхности, не выступающих за уровень профиля внешней поверхности покрытия.
При отсутствии водостойкой шкурки мокрое шлифование проводят с помощью обычной шкурки, смоченной керосином, сольвентом, уайт-спиритом, ксилолом.
Сухое шлифование более трудоемко и требует значительно большего количества шлифовальной шкурки.
Шлифование - одна из наиболее трудоемких и длительных операций. Существенно облегчает ее проведение использование различных электрошлифовальных устройств. Основным условием успешного проведения этой операции является полное отверждение и высокая твердость шпатлевочного слоя. При неотвержденном, мягком слое происходит быстрое "засаливание" шлифовальной шкурки, на поверхности шпатлевочного покрытия появляются глубокие риски и борозды, требующие повторного шпатлевания.
После завершения шлифования образовавшуюся пыль тщательно удаляют путем мокрой очистки. Оголившиеся участки металла обезжиривают, грунтуют, нанося грунтовку слоем как можно меньшей толщины, и высушивают.
Обычно за один цикл "шпатлевание — шлифование" не удается выровнять окрашиваемую поверхность, особенно при наличии достаточно глубоких впадин, поэтому операции повторяют до полного выравнивания поверхности. Момент этот определить трудно, особенно при неполном окрашивании детали, так как используемые материалы (грунтовка, шпатлевка, эмаль) имеют разные цвета. Наиболее точно этот момент определяется при нанесении так называемого выявительного слоя. Для его получения эмаль, разбавленную до вязкости меньшей, чем рабочая, наносят методом пневмораспыления на всю поверхность детали. При этом надо позаботиться о защите участков поверхности, не подлежащих окрашиванию.
После высушивания выявительного слоя поверхность осматривают при встречном достаточно сильном освещении ("контражур") . Как правило, при этом становятся заметными неровности поверхности, неопределяемые без выявительного слоя. Выявленные дефекты исправляют циклом работ "шпатлевание — шлифование".
Если окрашиваемая поверхность содержит участки старого покрытия, перекрываемого новым, то ее необходимо также шлифовать до получения ровной матовой фактуры, чтобы обеспечить более высокую адгезионную прочность вновь наносимого покрытия.