Важным моментом является оценка состояния дефектности покрытия лицевых частей кузова автомобиля, деталей оперения, дверей и т. д.
В процессе эксплуатации автомобиля возникают три вида дефектов покрытия:
- дефекты, появление которых обусловлено различными внешними воздействиями — удары камней или рихтовочного инструмента, абразивное действие песка, режущие, истирающие воздействия;
- дефекты, обусловленные коррозией металла; основные их признаки: появление ржавых пятен, отслаивание покрытия, вздутия на покрытии. Последнее свидетельствует о наличии сквозных отверстий в металле. Убедиться в этом можно, проколов покрытие в центре вздутия шилом или любым другим остро отточенным инструментом. Устранение этого вида дефекта требует сравнительно трудоемкой операции по заделыванию сквозных отверстий и соответствующих материалов;
- дефекты, связанные с некачественным окрашиванием, — растрескивание, шелушение, отслаивание покрытий.
В зависимости от площади, занятой дефектами, определяется масштаб ремонтного окрашивания: местная подкраска, окрашивание отдельных частей либо окрашивание всей лицевой поверхности автомобиля. От этого зависит количество грунтовочного, шпатлевочного и отделочного материалов, растворителей и т. д.
При расчете количества материалов можно исходить из следующего: для окрашивания всего кузова (включая внутренние части) необходимо 2-3 кг грунтовки и 2,5—5 кг неразбавленной эмали. Количество шпатлевки определяется главным образом площадью рихтованных участков, качеством рихтовки.
При неполном окрашивании (подкраске) необходимо предусмотреть соответствие цвета окрашиваемого и неокрашиваемого участков, что часто требует колеровки, т. е. смешения эмалей различных цветов. При этом надо иметь в виду, что колеровка — весьма кропотливая, не всегда заканчивающаяся идеальным совпадением цветов операция. Поэтому лучше предусмотреть окрашивание всей детали или группы деталей — в этом случае разнооттеночность меньше заметна. Этот выбор также определит расход эмали.
Наконец, в зависимости от финансовых возможностей, психологических особенностей, информированности о рынке материалов автолюбитель выбирает материал. Например, при выборе эмали рассматривается, по крайней мере, три их вида, перечисленные в порядке возрастания стоимости и качества покрытия: нитроэмали - меламино-алкидные эмали — импортные универсальные эмали для ремонтного окрашивания типа "Садолюн".
Кроме того, для ремонтного окрашивания лицевых частей автомобиля необходимо иметь оборудование для нанесения материалов методом пневматического (воздушного) распыления, мягкие кисти небольшого размера, металлические банки различных размеров, банки с плотно закрывающимися винтовыми или полиэтиленовыми крышками.
Более подробная информация о материалах, оборудовании, оснастке приведена в соответствующих разделах.