Перед тем как приступать к проверке технического состояния, проверяем уровень масла в коробке передач (см. «Коробка передач — проверка уровня масла»). В коробке, эксплуатирующейся с заниженным уровнем масла в картере, происходит интенсивный износ деталей, что сокращает срок ее службы. На смотровой канаве или эстакаде осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла в местах соединения картеров и крышки, а также через сальники приводов колес и штока механизма выбора передач.
Убеждаемся в исправности и правильной регулировке привода выключения сцепления (см. «Привод выключения сцепления — регулировка»).
Нажав педаль сцепления, включаем по очереди передачи переднего хода, проверяем четкость их включения и выключения. При необходимости регулируем механизм переключения передач (см. «Привод механизма переключения передач — снятие, установка и регулировка»).
Нажав педаль сцепления, включаем передачу заднего хода. Если передача не включается, то проверяем исправность соленоида (см. «Соленоид блокировки передачи заднего хода — проверка и замена»).
Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение и запускаем двигатель. Нажав несколько раз педаль сцепления, вслушиваемся к звуку работы подшипников коробки передач. Он появляется в момент отпускания педали сцепления и исчезает при ее нажатии. Громкий шум подшипников свидетельствует об их износе.
Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, двигаясь сначала с разгоном, а затем с замедлением, переключаем передачи с повышением, а затем с понижением. Проверяем четкость включения и выключения передач во время движения, работу синхронизаторов. Убеждаемся в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, а также самопроизвольного включения передач при изменении нагрузки.