Замечание. В зависимости от возникшей неисправности, последовательность и объем ремонтных работ могут быть изменены.
Наиболее часто возникающие неисправности стартера:
1. Перегорает обмотка или подгорают контактные болты и контактная пластина в тяговом реле. Для устранения этих неисправностей необходимо заменить тяговое реле. Это можно сделать на автомобиле, не снимая стартер.
2. Неисправна обгонная муфта привода. Для устранения этой неисправности необходимо разобрать стартер и заменить привод.
3. Изношены щетки стартера. Следует снять стартер, заменить щеточный узел и зачистить коллектор. При замене щеточного узла нет необходимости снимать привод стартера и тяговое реле.
Для выполнения работы потребуются:
- два силовых провода (с зажимами на концах) для запуска двигателя от аккумуляторной батареи другого автомобиля;
- съемник наружных стопорных колец;
- омметр.
Проверка
Замечание. Проверить электрическую часть стартера можно, не разбирая его.
1. Снимаем стартер (см. выше, «Стартер — снятие и установка»).
Предупреждение! Выполняя проверку, не допускайте короткого замыкания зажима провода, соединенного с положительным выводом аккумуляторной батареи, на корпус стартера. Для этого зажим следует удлинить, например вставив в него стальную выколотку.
2. Одним проводом соединяем отрицательный вывод аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод, соединенный с положительным выводом аккумуляторной батареи, подсоединяем к контактному болту 2 тягового реле, к которому подсоединен провод стартера. Если якорь стартера начнет вращаться, двигатель стартера исправен.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1191.jpg)
3. Подсоединяем второй провод к контактному болту 1 тягового реле. Используя отвертку или другой подходящий металлический предмет, замыкаем между собой вывод 3 и контактный болт тягового реле. Если раздался громкий щелчок и якорь стартера начал вращаться, значит, тяговое реле исправно.
Для дальнейшей проверки стартера, а также для определения причины неисправности необходимо разобрать стартер.
Разборка
1. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу (контактному болту) тягового реле.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1192.jpg)
2. Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1193.jpg)
3. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем два болта крепления тягового реле.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1194.jpg)
4. Снимаем тяговое реле со стартера (при этом необходимо отсоединить серьгу сердечника реле от верхнего конца рычага привода).
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1195.jpg)
Рекомендация. Проверьте легкость хода сердечника тягового реле. Подсоедините к выводам тягового реле омметр и, утапливая якорь до упора, убедитесь, что замыкаются контактные болты (электрическое сопротивление близко к нулю). Неисправное тяговое реле необходимо заменить.
5. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки стяжных шпилек.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1196.jpg)
6. Аккуратно отсоединив статор от передней крышки, снимаем статор со шпилек.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1197.jpg)
7. Снимаем центральную шестерню планетарного редуктора (иногда шестерня остается на валу якоря).
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1198.jpg)
8. Поддевая шлицевой отверткой, поочередно снимаем три планетарные шестерни редуктора.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1199.jpg)
Рекомендация. Проверьте состояние планетарного редуктора. Игольчатые подшипники сателлитных шестерен не должны быть повреждены. На зубьях шестерен редуктора не должно быть сколов, задиров, следов коррозии и других повреждений. Необходимо заменить неисправные элементы редуктора (либо привод или стартер в сборе).
9. Упираясь в верхнюю часть передней крышки стартера отверткой, поддеваем опору рычага привода.
10. Извлекаем из крышки привод вместе с валом привода, рычагом привода, опорой рычага и внешней шестерней редуктора.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1200.jpg)
Рекомендация. Проверьте состояние привода. Привод должен свободно, без заедания, перемещаться по шлицам вала. Шестерня привода должна свободно проворачиваться только в одном направлении, недопустимы выкрашивание зубьев и сильные забоины на заходной части зубьев. Мелкие дефекты можно устранить алмазным надфилем или абразивным бруском. Необходимо заменить неисправный и сильно изношенный привод (либо стартер в сборе).
11. Молотком через рожковый ключ на 13 мм сбиваем кольцо ограничителя хода привода стартера (при этом под шестерню редуктора следует подложить деревянный брусок или кусок плотной резины).
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1201.jpg)
12. Шлицевой отверткой извлекаем из проточки вала стопорное кольцо ограничителя хода привода и снимаем с вала стопорное кольцо и кольцо ограничителя хода.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1202.jpg)
13. Снимаем с вала привод в сборе с рычагом и муфтой.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1203.jpg)
14. Съемником снимаем стопорное кольцо 1 муфты рычага привода.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1204.jpg)
15. Снимаем с привода 4 шайбу 2, муфту 5 в сборе с рычагом привода 3.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1205.jpg)
Замечание. При замене только привода дальнейшие работы по разборке стартера можно не производить.
16. Съемником снимаем стопорное кольцо опоры вала привода.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1206.jpg)
17. С вала привода 1 последовательно снимаем упорную шайбу 5, опору вала 4, уплотнительное резиновое кольцо 3 и внешнюю шестерню планетарного редуктора 2.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1207.jpg)
18. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления щеточного узла к задней крышке стартера.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1208.jpg)
19. Снимаем заднюю крышку.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1209.jpg)
20. Поддев шлицевой отверткой, снимаем щеточный узел с коллектора якоря.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1210.jpg)
21. Снимаем переднюю опору вала якоря.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1211.jpg)
22. Снимаем с вала якоря упорную шайбу.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1212.jpg)
23. Преодолевая усилие магнитов, вынимаем якорь из статора.
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1213.jpg)
24. Осматриваем коллектор и обмотки якоря.
Следы обугливания обмоток не допускаются — такой якорь необходимо заменить.
25. Загрязненный коллектор зачищаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели. Промываем якорь водой с моющим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и тщательно протираем чистой ветошью насухо, обдуваем сжатым воздухом от шинного насоса.
26. Заменяем изношенные щетки (высота от рабочей кромки до вывода равна или меньше 3,5 мм) и щетки, имеющие механические повреждения.
27. Промываем детали редуктора и привода уайт-спиритом или керосином.
Сборка
Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно специальной оправкой или с помощью инструментальной головки подходящего размера и формы. В случае их отсутствия установить щетки можно без этих приспособлений. Для этого:
- 1) двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера;
- 2) смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла;
- 3) вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели. Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря;
- 4) плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток;
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1214.jpg)
- 5) вставляем в щеткодержатель пружину;
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1215.jpg)
- 6) удерживая пружину отверткой, плоскогубцами загибаем четыре упора пружины. Таким же способом устанавливаем остальные три пружины;
![](https://www.ladaman.ru/img/kalina/1216.jpg)
- 7) вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).
Дальнейшую сборку стартера выполняем в последовательности, обратной разборке. При этом на детали редуктора наносим смазку ШРУС-4. Перед установкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь. Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а также винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом;
- 8) чтобы убедиться в правильности сборки стартера, перед установкой проверяем его работоспособность, как это показано в начале раздела (см. с. 161).