Система смазки двигателя комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием - стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.
Система смазки двигателя состоит из масляного картера 15, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником 16, полнопоточного масляного фильтра 19, датчика давления масла 7 и масляных каналов.
При низком давлении масла ниже допустимого на панели приборов загорается сигнальная лампа аварийного падения давления масла.
Масляный насос шестеренчатый, с шестернями 10 и 11 внутреннего зацепления, расположен на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 10 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 16 прикреплен болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу масляного насоса. Для ограничения максимального давления в системе смазки на масляном насосе установлен редукционный клапан 8.
Масляный фильтр 19 полнопоточный, неразборный, с перепускным клапаном 18 и противодренажным 13 клапанам.
Работы по замене масла в двигателе и масляного фильтра описаны вначале разд. «Двигатель»; снятие, установка и ремонт масляного насоса.
Рис. 4.7. Система смазки двигателя: 1 - канал в блоке цилиндров для подачи масла в масляную магистраль головки блока цилиндров; 2 - канал в головке блока цилиндров; 3 - пробка маслоналивной горловины; 4 - масляная магистраль в головке блока цилиндров; 5 - распределительный вал; 6 - канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 7 - датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 8 - редукционный клапан; 9 - канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 10 - ведущая шестерня масляного насоса; 11 - ведомая шестерня масляного насоса; 12 - канал подачи масла от насоса к фильтру; 13 - противодренажный клапан; 14 - фильтрующий элемент масляного фильтра; 15 - масляный картер; 16 - маслоприемник; 17 - пробка сливного отверстия; 18 - перепускной клапан; 19 - масляный фильтр; 20 - канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 21 - канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 22 - главная масляная магистраль