Наиболее широко в схемах управления работой различных приборов и устройств автомобилей ВАЗ применяются малогабаритные электромагнитные реле типа 113.3747 (см. табл. 5.2). В автомобилях ВАЗ-2110 в качестве дополнительного реле зажигания применяется реле 113.3747, которое находится в монтажном блоке. Такие же реле (113.3747) служат для включения (переключения) фар и противотуманного света, звуковых сигналов (за исключением В АЗ-2110 и модификаций), обогрева заднего стекла, электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя. Эти реле размещены в монтажном блоке (за исключением ВАЗ-2110 и модификаций). Кроме того, реле 113.3747 используется в схеме включения электростеклоподъемников/дверей семейства автомобилей ВАЗ-2110. Колодка реле прикреплена к монтажному блоку с тыльной его стороны.
В схемах систем электрического пуска двигателей для подачи напряжения от аккумуляторной батареи на обмотки тягового реле стартера, а также в схемах систем зажигания для токовой разгрузки контактов выключателей зажигания ВАЗ-2107 (с 1966 г.), 2108, 2109 и их модификаций используется дополнительное реле 113.3747-10 (см. табл. 5.2). Эти реле отличаются наличием кронштейна на кожухе для крепления к болту или шпильке перегородки моторного отделения, а также применением пластмассового ограничителя подвижного контакта вместо металлического у реле типа 113.3747.
В монтажном блоке автомобилей ВАЗ-2110 (и модификаций) с электронной системой управления двигателем (ЭСУД) нет гнезда для установки реле включения электровентилятора системы охлаждения. Оно расположено за правым экраном консоли панели приборов вместе с другими реле ЭСУД. Работой реле управляет контроллер ЭСУД.
Рис. 5.8. Реле PC702: 1 - обмотка; 2 - ярмо; 3 - пружинная пластина; 4 - якорь. 5 - стойка подвижного контакта; 6 - крышка; 7 - основание
Реле типа РС702 (рис. 5.8) автомобилей ВАЗ-2106, -2107 (устанавливалось до 1985 г) служит для включения контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов в случае, когда напряжение генератора недостаточно для заряда аккумуляторной батареи. Оно размещено в моторном отсеке на правом брызговике. Обмотка реле при работающем генераторе находится под выпрямленным фазным напряжением генератора, Если величина напряжения между выводом «30» генератора и «массой» равна 13,8...14,5 В, выпрямленное фазное напряжение составляет примерно половину напряжения генератора (6...7 В). Контактами реле замыкается цепь питания контрольной лампы (рис. 5.9).
Рис. 5.9. Электрическая схема соединения генератора Г-222 автомобиля ВАЗ-2107: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - репе контрольной лампы зари да аккумуляторной батареи; 4 - монтажный блок; 5 - выключатель зажигания; 6 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 7 - вольтметр; 8 - комбинация приборов
При включении зажигания, когда двигатель (и, следовательно, генератор) еще не работает, через контакты протекает ток от аккумуляторной батареи и контрольная лампа горит. После пуска двигателя и при движении автомобиля лампа должна погаснуть, так как под действием выпрямленного разного напряжения якорь реле должен притягиваться к сердечнику и размыкать контакты реле. Если контрольная лампа не гаснет после пуска двигателя и при движении автомобиля, то это говорит о неисправности генератора или реле.
На автомобилях ВАЗ-2107 с генератором 37.3701 реле контрольной лампы за ряда аккумуляторной батареи не устанавливается.
Электромагнитное реле РС514 (рис. 5.10) служит для обеспечения режимов прерывистой работы стеклоочистителя автомобилей ВАЗ-2107, -2106. Принципы устройства и действия реле такие же, как и РС431-Б автомобилей ГАЗ. Реле РС514 устанавливается в салоне автомобиля под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами. В первые несколько секунд работы стеклоочистителя в прерывистом режиме (пока не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя), щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.
Рис. 5.10. Реле PC514: 1 - основание; 2 - обмотка; 3 - резистор; 4 - ярмо; 5 - кронштейн прерывателя; 6 - биметаллическая пластина; 7 - кожух; 8 - пружина якоря; 9 - якорь; 10 - токопроводящая пластина; 11 - опера контактов
Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза РС492 (рис. 5.11) на автомобилях ВАЗ-2107, -2108 и -2109 предназначено для обеспечения режима прерывистого горения соответствующей контрольной лампы, расположенной на комбинации приборов. На ВАЗ-2107 оно подвешено на проводах за щитком приборов, на ВАЗ-2108 и -2109 - устанавливается на задней стороне комбинации приборов.
Рис. 5.11. Реле РС-402: 1 - стойка-штекер «+»; 2 - стойка-штекер «L»; 3 - стойка-штекер «-»; 4 - кожух; 5 - биметаллическая пластина
Электромагнитное реле РС527 применяется для включения фар (переключения с ближнего света на дальний и наоборот), а также приводного электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2106. Устройство и принцип действия реле такие же, как реле 113.3747.
Рис. 5.12. Реле PC528: 1 - основание; 2 обмотка; 3- якорь; 4 - ярмо; 5 - упругая пластина; 6 - ограничитель; 7 - стойка неподвижного контакта
Реле РС528 (рис. 5.12) применяется на автомобиле ВАЗ-2106 для включения звуковых сигналов.