Диагностировать датчики можно непосредственно на автомобиле совместно с другими элементами МПСЗ и системы подачи топлива. При этом не следует забывать об особенностях поиска неисправностей в МПСЗ, которые связаны с соблюдением мер безопасности и предотвращением выхода из строя некоторых электронных элементов системы.
1. Для поиска неисправностей МПСЗ потребуется разрядник, показанный на рис. 3.34, а также обычный тестер. Тестер при диагностировании системы зажигания используется в режиме вольтметра постоянного или переменного тока. Контрольную лампу для проверки электрических цепей системы применять нельзя. Из-за ее малого электрического сопротивления при проверке могут выйти из строя элементы коммутатора, контроллера или блока управления. Лампу можно использовать только яри проверке контактных соединений.
Рис. 3.34. Разрядник для проверки бесперебойности искрообразования в МПСЗ: 1 - электроды, соединяемые с проводами свечей зажигания 1-го и 4-го цилиндров; 2 - электроды, соединяемые с проводами свечей зажигания 2-го и 3-го цилиндров; 3 - изоляционное основание, 4 - прозрачная крышка
2. При диагностировании МПСЗ не касайтесь ее элементов. Отсоединяйте колодки проводов только при выключенном зажигании.
3. При предположении, что причиной ненормальной работы двигателя являются неисправности датчиков, поиск неисправностей непосредственно на автомобиле может проводиться по схемам, приведенным в книгах из списка литературы.
Двигатель может не пускаться из-за нарушения контактных соединений, повреждения проводов датчиков, неисправностей индуктивных датчиков синхронизации, частоты вращения коленчатого вала, а также других элементов.
Причиной того, что двигатель не развивает полной мощности, может быть: ненадежность контактных соединений; повреждение шланга, соединяющего датчик абсолютного давления с впускным трубопроводом, или наличие конденсата топлива в этом шланге; неправильная установка индуктивных датчиков; неисправность датчиков температуры воздуха и охлаждающей жидкости.
Причинами перебоев в работе двигателя могут быть: неправильная установка или неисправность индуктивных датчиков; ненадежность контактных соединений; повреждение соединительных проводов, а также неисправности других элементов.
Рис. 3.35. Схема установки датчика угловых импульсов: 1 - датчик; 2 - картер сцепления; 3 - венец маховика
Проверка исправности и регулировка установки индуктивного датчика 141.3847, Предварительно проверить наличие генерируемых датчиком импульсов напряжения можно с помощью тестера в режиме вольтметра переменного тока, проворачивая коленчатый вал двигателя стартером. Исправность датчика проверяется измерением сопротивления его обмотки. Величина этого сопротивления должна быть в пределах 350...450 Ом, При /других значениях сопротивления обмотки датчик необходимо заменить. Для нормальном работы датчика на автомобилях ГАЗ-33021, ВАЗ-21083, -21093 и «Москвич-21412» зазор между датчиком угловых импульсов и вершиной зуба маховика (или датчиком начала Отсчета и торцом штифта для датчика) должен находиться в пределах 0,3...1,2 мм (рис. 3.35). Зазор определяем при снятом датчике: измеряем расстояние от поверхности картера сцепления до вершины зуба маховика и вычитаем из него 25 мм. Величину зазора (0,59...1,41 мм) между сердечником датчика частоты вращения коленчатого вала автомобилей ВАЗ-2110 и модификаций и вершиной зуба задающего диска на шкиве привода генератора (рис. 3.36) определяем с помощью щупа.
Рис. 3.36 Установка датчика частоты вращения коленчатого валя: 1 - зуб задающего диска шкива привода генератора; 2 - кронштейн крышки масляного насоса; 3 - датчик
Проверка исправности и регулировка установки датчика синхронизации ДС-1 автомобилей ГАЗ-2752. Исправность датчика синхронизации определяется по сопротивлению его обмотки - оно должно быть в пределах 750...900 Ом. Зазор между сердечником датчика и зубьями диска синхронизации, установленного на шкиве коленчатого вала, должен быть в пределах 0,5...1,5 мм.
Рис. 3.37. Схема для проверки датчика температуры: 1 - датчик; 2 - тестер в режиме вольтметра постоянного тока; 3 - резистор 9.1 кОм
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости 19.3828. Собираем схему, показанную на рис. 3.37, опускаем датчик в емкость с водой и, подогревая воду, измеряем падение напряжения на выводах датчика при различных температурах, измеренных термометром. Падения напряжения не должны отличаться более чем на 0,1 В от значений, приведенных в табл. 3.7.
Таблица 3.7. Падение напряжения на выводах датчика температуры
При комнатной температуре воздуха напряжение на датчике должно быть около 3 В.
Проверка датчика абсолютного давления 45.3829. На вход датчика необходимо подать напряжение 5,1 В (рис. 3.38). На выходе датчика должно быть напряжение, равное 4,6...4,8 В. Если искусственно создать на штуцере датчика разрежение (например, ртом), то напряжение на выходе датчика должно падать.
Рис 3.38. Схема Проверки датчика абсолютного давления: 1 - датчик; 2 - тестер в режиме вольтметра постоянного тока
Проверка датчика детонации GT-305. Если подключить к выводам датчика тестер (в режиме вольтметра) и слегка постукивать по корпусу датчика, то стрелка тестера должна отклоняться синхронно с постукиваниями.
Датчик детонации 12.3855 МПСЗ автомобилей ВАЗ-2110 и их модификаций можно проверить путем замера величины сопротивления шунтирующего резистора. Для этого необходимо присоединить тестер, включенный в режим омметра (кОм), между датчиком (входным контактом) и блоком цилиндров двигателя. Величина сопротивления при исправном датчике должна быть 3300...4500 Ом.
При снятии и установке датчика детонации следует соблюдать осторожность - не допускать ударов и избегать боковых нагрузок.
Проверка системы зажигания автомобиля ГАЗ-2752 с помощью встроенной системы диагностики. На автомобиле ГАЗ-2752 техническое состояние датчиков также можно определить при проверке МПСЗ с помощью встроенной системы диагностики. Для перевода блока управления в режим диагностики необходимо замкнуть между собой выводы «10» и «12» диагностической колодки (на щитке передка). В этом режиме отображаются коды неисправностей, если последние имели место. Каждая неисправность системы зажигания имеет свой код (от 12 до 199 - см. табл. 3.8), который отражается в виде определенной последовательности включения светового сигнализатора, установленного на панели приборов. Вначале считывается число включений сигнализатора, соответствующее первой цифре кода (например, цифра «1» — одно короткое включение длительностью около 0,5 с; цифра «2» - два коротких включения и т.д.). Затем следует короткая пауза (около 1,5 с), после которой считывается число включений сигнализатора, соответствующее второй цифре, и наконец длинная пауза (около 4 с) свидетельствует о завершена кода.
Таблица 3.8. Коды неисправностей (только для датчиков)
После замыкания выводов «10» и «12» диагностической колодки появляется код «12», который характеризует исправность системы диагностирования. Этот код появляется подряд три раза, а затем появляются коды неисправностей, каждый из которых также повторяется трижды. После появления всех кодов цикл повторяется. Если неисправностей нет, то появляется только код «12». Коды неисправностей хранятся в памяти блока управления в течение примерно 2 ч. Память можно очистить, сняв проводе вывода аккумуляторной батареи на время более 10 с. После подключения батареи нужно пустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу не менее 30 с, чтобы адаптировать систему диагностики к двигателю.