Водитель изменяет скоростной и нагрузочный режимы двигателя, воздействуя посредством органов управления на дроссельную заслонку. Выходные параметры двигателя (частоте вращения коленчатого вала, крутящий момент, топливная экономичность, токсичность отработавших газов и т.д.) при этом зависят от состава топливо-воздушной смеси и величины угла опережения зажигания. Кроме управляющих воздействий, на выходные параметры двигателя оказывают влияние внешние случайнью возмущения - изменение параметров внешней среды (температура, атмосферное давление, влажность воздуха), изменение свойств топлива и масла и т.д. Следует также отметить, что из-за сложности конструкции, наличия допусков на размеры деталей, расхождения конструктивных параметров (степени сжатия, геометрии впускного и выпускного трактов и тд.) отличаются не только выходные параметры одной и той же модели, но и отдельных цилиндров много цилиндрового двигателя. С учетом этого возникает проблема обеспечения оптимального управления двигателем для различных условий.
Возможность оптимального (рационального) управления двигателем, особенно при его работе в сложных условиях городской езды, появилась с развитием комплексных электронных систем автоматического управления двигателем (ЭСУД). Функциональные схемы ЭСУД отечественных легковых автомобилей приведены на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Функциональные схемы электронных систем управления двигателями автомобилей ГАЗ (а); ВАЗ с попарным впрыском (б); ВАЗ с последовательным впрыском (в): ДПКВ - датчик положения коленчатого вала; ДС - датчик скорости автомобиля; ДПРВ - датчик положения распределительного вала; ДТ - датчик температуры охлаждающей жидкости; ДТВ - датчик температуры воздуха; ДМР В - датчик массового расхода воздуха; ДД - датчик детонации; ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки; ДК - датчик кислорода; ДФ - датчик фаз; СО-П - СО-потенциометр; Ф - форсунка; ЭТИ - электрический топливный насос; РХХ - регулятор холостого хода: ВСОЖ - вентилятор системы охлаждения двигателя; КОНД - кондиционер; СУПБ - система улавливания паров бензина; СЗ - система зажигания; Св - свечи зажигания
В данной главе рассмотрены датчики комплексных электронных систем управления, которые наиболее широко используются на двигателях современных отечественных легковых автомобилей ГАЗ и ВАЗ (табл. 4.1).