Например, угол опережения зажигания (УОЗ) определяется как функция оборотов двигателя и нагрузки: УОЗ=f(обороты, нагрузка). Функциональное преобразование выполняется механическим устройством (центробежно-вакуумным регулятором) или подпрограммой в современном электронном блоке управления (ЭБУ) двигателя.
Автомобильные системы управления сложные устройства, в которых учитываются значения многих параметров. Многопараметровые математические модели для большинства автомобильных систем управления не разрабатываются. В этих условиях зависимости, имеющиеся между входными и выходными параметрами, реализуемые в автомобильных системах управления, синтезируются на основе инженерного опыта, экспериментальных исследований, полезная информация представляется в виде многомерных калибровочных диаграмм.
На рис. 4.1, а показана трехмерная калибровочная диаграмма, реализуемая в ЭБУ автомобильного двигателя при определении УОЗ.
Рис. 4.1. Трехмерные характеристики зажигания: а - хранящаяся в памяти ЭСАУ; б - реализованная центробежным и вакуумным регуляторами
На рис. 4.1, б показана аналогичная зависимость, но лающая меньше информации, реализуемая центробежно-вакуумным автоматом. Такие калибровочные диаграммы называются трехмерными характеристиками зажигания (ТХЗ).
Для управления подачей топлива в ЭБУ современного автомобильного двигателя используется около 50 различных трехмерных калибровочных диаграмм. Помимо ТХЗ применяются калибровочная диаграмма для определения значений коэффициента избытка воздуха, диаграммы с корректирующей информацией по напряжению бортовой сети, температуре двигателя, топлива, воздуха и т. д. Ведутся разработки но созданию трехмерных характеристик для управления фазами газораспределения поршневого двигателя.