Карбюраторы семейства "Солекс" отличаются друг от друга преимущественно геометрическими параметрами жиклёров, диффузоров, эмульсионных трубок, а также профилем рычага управления пусковой системой. Несмотря на эти различия, любой из карбюраторов может без отрицательных последствий устанавливаться на все модели, для которых они предназначались на этапе создания - переднеприводные ВАЗ-2108/09, АЗЛК-21412, ЗАЗ-1102/05. Есть модификации и для "классики" - ВАЗ-2104/05, ВАЗ-2107. Из этого следует, что "Солексы" без переделывания крепежа (геометрии постели и расположения шпилек) легко монтируются на любые двигатели заднеприводных "Жигулей".
Какую же модификацию "Солекса" выбрать для переоборудования? Ведь от этого зависит результат модернизации - характеристики двигателя. Хотя в любом случае мотор станет тяговитее, и машина будет более ровно разгоняться. Для экономной езды следует выбрать модификацию для "Таврий" - ДААЗ-2181 (для двигателя объёмом 1,1 л). Получить высокую разгонную динамику и большую "максималку" можно с ДААЗ-21073 (имеет диффузоры с увеличенным диаметром), созданной для двигателя с рабочим объёмом 1,7 л, Однако при этом серьезно вырастет расход топлива. "Солекс" 2108 (для двигателя с рабочим объёмом 1,3 л), 21083 (для двигателя с рабочим объёмом 1,5 л), 21051-30 (для двигателя с рабочим объёмом 1,3 л) являются "золотой серединой" - обеспечивают достойную разгонную динамику и уменьшенный, по сравнению с "Озоном", расход топлива.
Самый простой способ модернизации - без подключения ЭПХХ - экономайзера принудительного холостого хода. По утверждению специалистов, система ЭПХХ уменьшает расход топлива на 5-10%, однако часто выходит из строя, и поэтому, в целом, снижает надёжность карбюратора. Чтобы электроклапан не перекрывал подачу топлива при отсутствии блока ЭПХХ, его пластмассовую иглу можно обрезать, либо выдернуть из корпуса. Однако целесообразнее подключить клапан в схему электрооборудования, чтобы он открывал канал холостого хода только при включённом зажигании. Так удастся избежать продолжения работы двигателя после выключения зажигания в случае использования некачественного или низкооктанового бензина - причины детонации, перегрева и калильного зажигания.
При установке карбюратора от переднеприводных модификаций ВАЗ, имеющих топливопровод-обратку, штуцер возврата топлива можно заглушить пробкой или подключить через обратный клапан в цепь топливоподачи к фильтру тонкой очистки. Второй способ предпочтительней, т. к. позволяет исключить перегрузку клапанного механизма карбюратора и нарушения в его работе.
Чтобы получить максимальный эффект от замены карбюратора, есть смысл модернизировать и систему зажигания, установив бесконтактную. Карбюраторы "Солекс" изначально настроены для создания обеднённой смеси. Для её эффективного воспламенения на свече зажигания необходимо создать более мощный искровой разряд. Обеспечить это способна только бесконтактная система зажигания, катушка которой вырабатывает напряжение до 2500 В, а межэлектродный зазор у свечей зажигания составляет 0,7-0,8 мм (в контактно-транзисторной системе зажигания вышеуказанные характеристики имеют значения 17000 В и 0,5-0,6 мм соответственно).
Необходимые комплектующие для установки карбюратора "Солекс" "классическую" модель ВАЗа:
- 1. Карбюратор "Солекс".
- 2. Трос привода воздушной заслонки ВАЗ-2108.
- 3. Три прокладки под карбюратор "Солекс" (две тонкие паронитовые и одна толстая гетинаксовая).
- 4. Тройник.
- 5. Топливный шланг (длиной 80-90 см)
- 6. Обратный клапан 2108.
- 7. Кулиса карбюратора "Солекс" для "классики" стягами привода дроссельной заслонки.
- 8. Десять хомутов крепления шлангов (четыре малого и шесть среднего размера).
Последовательность установки карбюратора "Солекс" на "классическую" модель ВАЗа:
- Вымыть моторный отсек (чтобы исключить попадание грязи во впускной коллектор)
- Отсоединить тяги и тросы привода штатного карбюратора "Озон", а также шланга системы подогрева и топливопровода.
- Для снятия кожуха троса привода воздушной заслонки с тыльной стороны "подсоса" вытащить упругую скобу.
- Очистить посадочную поверхность на коллекторе, избегая попадания грязи внутрь двигателя.
- Нанести герметик на посадочную поверхность для исключения подсоса воздуха.
- Установить прокладки в такой последовательности: тонкая - толстая - тонкая (толстая прокладка обеспечивает теплоизоляцию).
- Установить карбюратор без верхней крышки таким образом, чтобы привод дроссельной заслонки был спереди автомобиля.
- Смонтировать кулису тяг привода дроссельной заслонки со стороны крышки головки блока. (Чтобы исключит, подклинивание заслонки при штатной пружине на тяги лучше установить старые пластмассовые наконечники с разработанными посадочными гнёздами).
- Протянуть трос привода воздушной заслонки над крышкой головки цилиндров (подогнать его по длине, обрезая кожух) и подключить к карбюратору.
- Установить верхнюю крышку карбюратора, используя новую прокладку.
- Подключить к "тройнику" карбюратора шланги системы подогрева (от системы охлаждения) и вакуумного регулятора системы зажигания.
- В топливопровод к фильтру тонкой очистки "врезать" тройник и подсоединить топливный шланг "обратки" карбюратора.
- Врезать в шланг "обратки" обратный клапан и подсоединить шланг к карбюратору.
- Штатную возвратную пружину зацепить за "старую" ось кулисы на крышке головки блока.
- На период обкатки для приработки новых наконечников тяг привода дроссельной заслонки установить дополнительную пружину.
- Подключить электроклапан ЭПХХ к "плюсовому" контакту реле света.
- Установить корпус воздушного фильтра, фильтрующий элемент и крышку, подключив к ним шланги отвода картерных газов.
Существуют ли модификации "Солексов" для "Газелей" или как переделать ДААЗ-21073 для работы на "Волге" и "Газели"?
"Солексы" для "Газелей" не выпускаются. Самый производительный из ныне выпускаемых карбюраторов рассчитан на двигатель объёмом 1,8 литра. Правда, существует модификация "семьдесят третьего" карбюратора для ГАЗ-24-10, но выпуск их ограничен. В магазине его не купишь и всё же можно попробовать переделать ДААЗ-21073 самому. Для этого:
- Топливные жиклёры главной дозирующей системы (107,5 и 150) и холостого хода (41-42) оставляют без изменений.
- Канал отсоса картерных газов рассверливают с 1,5 до 2,5 мм, а жиклёр эконостата мощностных режимов с 40 до 60 мм.
- Дроссельную заслонку первой камеры регулируют так, чтобы в момент её открытия, в трубке вакуумного регулятора опережения зажигания появлялось разряжение.