Главным узлом электронной системы управления подачей топлива является блок управления. Он, получая информацию от датчиков системы, на её основе вырабатывает сигналы управления электромагнитными клапанами на карбюраторе.
На блок управления поступают следующие входные сигналы:
- Сигнал управления катушкой зажигания от коммутатора зажигания, дающий информацию о частоте вращения коленчатого вала;
- Сигнал от датчика (контакта на винте-упоре) положения дроссельной заслонки, дающий информацию о нахождении дроссельной заслонки в полностью закрытом положении;
- Сигнал от кислородного датчика (λ-зонда). дающий информацию о составе сгоревшей в двигателе топливовоздушной смеси;
- Сигнал отдатчика разряжения, дающий информацию о наступлении режима работы двигателя с полным открытием дроссельной заслонки;
- Сигнал от датчика температуры нейтрализатора (если нейтрализатор установлен на автомобиль), характеризующий температурное состояние нейтрализатора.
Рис. 35. Комбинированная система нейтрализации отработавших газов: 1 - датчик полной нагрузки; 2 - термовакуумный выключатель; 3 - термовакуумный выключатель; 4 - терморегулятор воздушного фильтра; 5 - актюатор главной дозирующей системы; 6 - актюатор системы холостого хода; 7 - штуцер отбора паров бензина из карбюратора; 8 - контакт концевого выключателя карбюратора; 9 - полуавтоматическое пусковое устройство карбюратора; 10 - термовакуумный выключатель; 11 - ресивер пускового устройства; 12 - впускная труба; 13 - выпускной коллектор; 14 - трёхкомпонентный нейтрализатор; 15 - датчик концентрации кислорода (λ-зонд); 16 - штуцер продувки адсорбера; 17 - трубка клапана рециркуляции; 18 - клапан рециркуляции; А - к вакуумному регулятору; Б - к адсорберу; В - в систему охлаждения
Для контроля за работой системы служит сигнальная лампа на панели приборов автомобиля "Check engine" - "проверь двигатель", загорающаяся при отказе блока управления.
Как проверить кислородный датчик (λ-зонд)
При выполнении проверки запустите, и прогрейте двигатель, оставив работать его на холостом ходу. Если двигатель работает неустойчиво или глохнет, до выяснения причин этого увеличьте приоткрытое дроссельной заслонки упорным винтом. Сдвинув резиновый чехол, подключите вольтметр к одноконтактному разъёму "сигнального" провода кислородного датчика (к /.-зонду - зонду подходят три провода, подключаемые к автомобильному жгуту проводов через два разъёма, расположенные между передней стенкой моторного отсека и карбюратором. Первый из разъёмов объединяет два провода ("+" 12 В и "минус"), подающих питание на нагреватель датчика. Через второй разъём подключается "сигнальный" провод датчика - провод, идущий от его чувствительного элемента в блок управления.) Вольтметр должен показать регулярные, с периодом 1-2 с, колебания напряжения в пределах от 0,1-0,3 до 0,6-0,8 В. Приоткройте дроссельную заслонку и убедитесь, что и на средней частоте вращения коленчатого вала происходят аналогичные колебания напряжения, свидетельствующие о работоспособности кислородного датчика, системы управления, а также карбюратора в целом.
Отсутствие колебаний напряжения на кислородном датчике при прогретом двигателе свидетельствует об отказе одного из узлов системы управления составом смеси. Для диагностирования причин неисправности проверьте, прежде всего, работоспособность кислородного датчика, отключив разъём датчика разряжения от жгута проводов автомобиля, обеспечив тем самым работу системы без учёта величины сигнала кислородного датчика. От жгута проводов отключите также разъём сигнального провода кислородного датчика. Подсоедините к нему щуп вольтметра. Дальнейшие действия по выяснению причин неисправности зависят от уровня напряжения на отключенном кислородном датчике при работающем двигателе:
Очень низкий - менее 0,03 В или полное отсутствие напряжения. Возможная неисправность - обрыв провода на кислородном датчике или в его разъёме.
Низкий - 0,08-0,3 В. Датчик реагирует на содержание кислорода в отработавших газах. При низком уровне напряжения для дальнейшей проверки работоспособности датчика принудительно прикройте воздушную заслонку до начала падения частоты вращения коленчатого вала и наблюдайте за показаниями вольтметра: напряжение у исправного датчика должно немедленно возрасти до уровня не менее 0,7 В. Вялая реакция кислородного датчика на обогащение состава смеси, низкий уровень напряжения на датчике при работе двигателя на богатой смеси свидетельствуют о его неисправности, чаще всего о необратимом старении или загрязнении, свинцом, вследствие работы двигателя на этилированном бензине.
Высокий - 0,55-0,8 В. При высоком уровне напряжения на кислородном датчике при работающем двигателе - снимите провод с верхнего электромагнитного клапана на топливном жиклёре холостого хода и наблюдайте за показаниями вольтметра в момент начала снижения оборотов двигателя перед остановкой двигателя, вследствие обеднения смеси из-за прекращения топливоподачи. Вольтметр должен зафиксировать снижение напряжения на датчике до уровня менее 0,2 В. Вялая реакция кислородного датчика на обеднение состава смеси также свидетельствует о его необратимом загрязнении.
Замедленную реакцию датчика на изменение состава смеси может вызвать отсутствие напряжения на подогревателе датчика. Отсутствие подогрева приводит к переохлаждению датчика, и, как следствие, замедленной реакции его на изменение состава смеси. Чтобы убедиться в этом проверьте наличие Напряжения в 12 В на проводах двухконтактного разъёма питания подогревателя, а также отсутствие обрыва в цепи подогревателя датчика (между контактами разъёма подогревателя еще не остывшего датчика должно быть электрическое напряжение около 10-15 Ом).
Как маркируются провода, идущие от блока управления к электромагнитным клапанам?
Чтобы не перепутать между собой провода, идущие от блока управления к электромагнитным клапанам, на них имеется такая маркировка: на проводе, подключаемом к верхнему клапану карбюратора, встроенному в систему холостого хода, прикреплена этикетка с надписью "idle" - т. е. холостой ход, а на нижнем имеется надпись "main", т. е. "главный" (имеется в виду главная дозирующая система).
Как проверить датчик разряжения?
Исправность датчика разряжения можно проверить, подключая омметр между контактами колодки датчика: при наличии разрежения на датчике между контактами должно быть практически нулевое сопротивление; при отсутствии - бесконечно большое.
Внимание: Перед проверкой работоспособности датчика разрежения убедитесь в отсутствии обрыва "массового" провода, соединяющего датчик с "массой" автомобиля.