Рис. 3. Устройство вакуумного регулятора: а) 1 - корпус регулятора; 2 - тяга; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - регулировочная прокладка; 6 - уплотнительная прокладка; 7 - штуцер; 8 - трубка; 9 - штифт; 10 - подвижная пластина; 11 - корпус прерывателя; 12 - октан-корректор: б) - положение диафрагмы: I - при большей нагрузке; II - при меньшей нагрузке
Для корректировки момента зажигания, в зависимости oi нагрузки двигателя, и создан вакуумный регулятор. При уменьшении нагрузки двигателя дроссельная заслонка прикрывается и разрежение, в месте подсоединения вакуумного регулятора, а, следовательно, и в полости правой стороны диафрагмы увеличивается. Под действием разности давлений диафрагма, преодолевая усилие пружины, перемещается, и тягой поворачивает подвижную пластину вместе с прерывателем навстречу направления вращения кулачка (ротора датчика). Угол опережения зажигания увеличивается.
С увеличением нагрузки двигателя дроссельная заслонка открывается, разрежение в полости регулятора уменьшается, и пружина перемещает влево диафрагму и связанную с пей тягу. Тяга поворачивает подвижную пластину и прерыватель в направлении вращения кулачка, уменьшая угол опережения зажигания.
Отверстие для подсоединения трубки регулятора расположено таким образом, что при холостом ходе двигателя заслонка карбюратора перекрывает отверстие, и оно оказывается выше кромки дроссельной заслонки. Разрежение в полости регулятора небольшое, и регулятор опережения не работает.
О работе вакуумного регулятора можно судить по изменению частоты вращения коленчатого вала при перекрытии вакуумного шланга или по перемещению тяги вакуумного регулятора при изменении частоты коленчатого вала.
Нарушение нормальной работы вакуумного регулятора вызывается потерей герметичности его вакуумной камеры, ослаблением пружины диафрагмы, заеданием подшипника и ослаблением крепления винтов регулятора к корпусу распределителя.
Герметичность регулятора нарушается в результате повреждения трубки, подводимой к нему от всасывающего коллектора, неплотности затяжки штуцера и повреждения диафрагмы. При этом происходит подсос воздуха внутрь регулятора, а поэтому снижается разрежение в полости вакуумной камеры, и регулятор не изменяет угол опережения зажигания в необходимых пределах при изменении нагрузки двигателя.
Герметичность регулятора, снятого с распределителя, можно проверить с помощью насоса. Для этого опускают вакуумный регулятор в сосуд с водой и насосом нагнетают воздух в вакуумную камеру регулятора.
Выход пузырьков воздуха покажет место повреждения. Если воздух выходит в штуцере, то штуцер надо подтянуть. В случае пропуска воздуха на месте завальцовки, стык нужно уплотнить, простучав его молотком, или, после просушки и зачистки, место повреждения обмазывают эпоксидным клеем.
При повреждении диафрагмы вакуумный регулятор, обычно заменяют новым.