Цель преподавания этой дисциплины — дать будущему технику-авторемонтнику знания, достаточные для того, чтобы, работая в любой авторемонтной (АРО) или автотранспортной организации (АТО), на станции технического обслуживания (СТО) или любом автозаводе, он смог наладить технологический процесс изготовления и восстановления деталей или узлов автомобиля, обеспечивающий их высокое качество и надежность.
Для успешного развития отечественного автомобилестроения и авторемонтного производства в условиях острой конкуренции со стороны зарубежных производителей автомобильной техники в первую очередь необходимо выполнение следующих требований автомобиль должен быть надежным (ни одного отказа в течение межремонтного периода), удобным в эксплуатации и сравнительно недорогим.
Высокое качество работы авторемонтного производства опирается прежде всего на хорошее техническое оснащение, профессионализм персонала АРО, продуманную планировку самой АРО и, конечно же, достаточное число авторемонтных организаций.
Теперь хотелось бы развеять миф о том, что за рубежом автомобили не ремонтируют. Так вот, за рубежом, несмотря на достаточность автотранспортных средств (АТС), вопросам ремонтно-восстановительных работ (РВР) придается особое значение Например, в США в настоящее время ремонтно-восстановительными работами занимаются 30 тыс. авторемонтных заводов (АРЗ) и мастерских при крупных грузовых автохозяйствах, 46 тыс. специализированных авторемонтных мастерских (АРМ) общего пользования и более 197 тыс. СТО и автозаправочных станций (АЗС), на которых выполняют текущий ремонт. В результате автомобили работают практически без простоя. Кроме того, значительно повысился возраст автомобильного парка. Например, в России 17.6% парка грузовых автомобилей имеют возраст 10 и более лет, а в США - 36,6%.
Особенность авторемонтных работ в США состоит в том, что в ряде случаев это нс просто восстановление АТС до исходного состояния, но и модернизация с улучшением эксплуатационных свойств. После своего «второго рождения» автомобиль по внешнему виду и долговечности не уступает новому и при этом стоит на 30% меньше. Таким образом, экономятся материальные ценности и трудовые ресурсы в стране. Немаловажно и то, что менее обеспеченные слои населения получают возможность приобрести первоклассные автомобили.
В Японии такой ремонт автомобилей выполняют более 73 тыс. предприятий. В ряде стран распространен фирменный ремонт, например, шведская фирма «Вольво» скупает свои автомобили, требующие КР, восстанавливает их и продает по более низкой цене.
В Германии на заводах Даймлер—Бенц, выпускающих первоклассный автомобиль «Мерседес», за счет КР восстанавливают ежедневно 500—600 двигателей, различных по мощности (68...300 л.с.) и компоновке (однорядный, V-обратый и т.п.), с обеспечением ресурса 380 тыс. км или предоставлением гарантии сроком на один год без ограничения пробега. При этом цена двигателя после КР — 60 % стоимости нового, если покупатель сдает ремонтный фонд (т.е. свой изношенный двигатель), или 80% — без сдачи ремонтного фонда.
Во Франции фирма «Рено» обеспечивает КР агрегатов на трех заводах, причем с 1976 г. ремонт проводится необезличенным методом (кроме мелких деталей и нормалей). Здесь перешли от поточного в основном к постовому методу разборки и сборки агрегатов.
Во всех приведенных случаях после восстановления агрегатов они проходят испытания на стендах, включающие в себя проверку шестерен на шум, со 100%-ным контролем размеров, а также твердости и шероховатости основных поверхностей деталей, с выявлением внутренних дефектов магнофлоксом.