Источником загрязнений могут являться и сами элементы системы — от стенок трубопроводов иногда отслаиваются частицы окалины, вымываются оставшиеся при плохой очистке частицы металла с поверхностей деталей, могут попадать в трубопровод заусенцы, срезаемые при затяжке резьбовых штуцеров.
В процессе эксплуатации возможно попадание грязи при вскрытии трубопроводов в дорожных условиях.
В системах впрыска предусматриваются обычно две ступени фильтрации. Первая из них — грубая очистка — осуществляется в сетчатых фильтрах с размером ячеек 30—50 мкм. Конструктивное выполнение фильтров и их размещение могут быть различными. Фильтр грубой очистки часто устанавливается на заборнике топлива в баке. Вторая ступень — фильтр тонкой очистки — удерживает частицы размером более 2—3 мкм. Его было бы целесообразно устанавливать перед бензонасосом, что должно увеличить долговечность насоса. Вместе с тем бумажный элемент при загрязнении может, обладать довольно значительным сопротивлением, поэтому установка его на линии всасывания,может отрицательно сказаться на производительности насоса. При таком решении насос и фильтр устанавливают ниже уровня топлива в баке, так что естественный подпор обеспечивает бесперебойную подачу топлива (например, автомобиль Фольксваген 1600). Сточки зрения защиты форсунок от загрязнения рационально располагать фильтр ближе к ним, устанавливая его под капотом. В этом случае возросшее сопротивление загрязненного фильтра преодолевается давлением, развиваемым насосом, и подача топлива становится более стабильной.
Типичные конструкции фильтров грубой очистки и тонкой очистки показаны на рис. 26. Оба фильтра применяются в системе ЦНИТА—ГАЗ. Сетчатый фильтрующий элемент 1 фильтра грубой очистки (рис. 26, а) крепится на нижнем конце трубки 2, внутри которой расположена заборная трубка 3, сообщающаяся через корпус топливозаборника 6 с выходным штуцером 5. Излишки топлива из. системы возвращаются обратно в бак через сливной штуцер 7. Корпус топливозаборника крепится к топливному баку посредством фланца 8, между конусом и фланцем установлена прокладка 4. Фильтр тонкой очистки (рис. 26, б) имеет бумажный фильтрующий элемент 5, размещенный в корпусе 1 фильтра. Топливо подводится к наружной поверхности фильтрующего элемента через штуцер 4 и затем, очищенное, выходит из внутренней полости элемента через штуцер 2. Оба штуцера расположены в крышке 3 фильтра.
Рис. 26. Топливные фильтры
В отечественной аппаратуре применены фильтрующие элементы БФДТ (СТУ 12, 137—65), выпускаемые Чаплыгинским заводом агрегатов. Срок службы фильтрующего Элемента в системе Бош, по данным фирмы, составляет 20 тыс. километров пробега.
Описанная выше система фильтрации вполне обеспечивает необходимую очистку топлива. Чтобы предотвратить загрязнение узлов аппаратуры заусенцами металла, срезаемого с резьбовых деталей, соединения трубопроводов выполняют на гладких штуцерах, широко используя в Качестве трубопроводов резиновые шланги. В отечественной аппаратуре используются шланги типа 1у4—15, 1у8—15, 2у4—15, 2у8—15 (ГОСТ 10362—63*) на резиновой основе с хлопчатобумажным покрытием с внутренним диаметром от 4 до 8 мм. Применение гибких шлангов целесообразно также ввиду их стойкости в условиях вибраций; кроме того, благодаря их эластичности они могут быть использованы в качестве демпфирующих элементов. Для трубопроводов, прокладываемых жестко под кузовом автомобиля, используются стальные трубы с толщиной стенок 1 мм диаметром 6 и 8 мм (ГОСТ 8734—58**). Так как в стальных трубах возможно отслаивание частиц окалины, их не следует применять в системе после фильтра тонкой очистки.
Чтобы предотвратить загрязнение форсунок при нарушении фильтрации или при попадании грязи в систему при замене форсунок, каждая форсунка на входе в корпус имеет индивидуальный контрольный фильтр. Эти фильтры имеют малую грязеемкость и не могут заменить основных фильтров системы.
Корпуса фильтров представляют собой определенные емкости, включенные в систему топливоподачи. Их объем подбирается не только из соображений организации потока фильтруемого топлива и оседания отфильтрованного осадка, но и на основе расчетов колебаний давления топлива в системе.