От работоспособности датчиков, реле, выключателей и переключателей зависит качество функционирования систем автомобиля, надежность и легкость его управления. Отказ в работе ряда этих устройств приводит к неверной оценке водителем состояния систем автомобиля, режимов движения, что может привести к возникновению аварийных ситуаций на дороге. Неисправность других датчиков, реле, выключателей и переключателей вызываем отказ или нарушения работы узлов, а иногда может быть причиной выхода из строя важнейших агрегатов автомобиля.
Знание устройства датчиков, электромагнитных и электронных реле, выключателей и переключателей, их возможных неисправностей, способов проверки и ремонта поможет постоянно поддерживать агрегаты автомобиля в работоспособном состоянии, своевременно и быстро определять и устранять их неисправности.
8 связи с возможными изменениями в конструкции и в подключении к бортовой сети, при ремонте автомобиля необходимо предварительно уточнить номенклатуру датчиков, реле и переключателей по техническому описанию и схеме электрооборудования.
Понятием «датчик» обычно обозначают приемник и преобразователь измеряемой физической величины Датчик состоит, по меньшей мере, из чувствительного элемента, воспринимающего изменения измеряемой физической величины, и элемента, преобразующею неэлектрический сигнал чувствительного элемента в электрический.
Датчики появились уже на первых автомобилях Даймлера и Бенца: здесь в системе зажигания применялся контактный датчик момента искрообразования в 20-х годах просшлого века на автомобилях появились первые датчики, позволяющие контролировать работу основных агрегатов и систем, например датчики указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. У современных автомобилей количество датчиков различною назначения исчисляется десятками: технологии и материалы позволяют выпускать датчики достаточно надежные, недорогие в производстве и обладающие приемлемой точностью.
По назначению датчики современных легковых автомобилей можно разделить на четыре группы: датчики контрольных приборов, датчики аварийных режимов, датчики систем зажигания и датчики электронных систем управления двигателем.