Принцип действия
В основе работы датчиков указателей давления масла в системе смазки двигателя (манометров) лежит свойство упругих элементов деформироваться под действием давления жидкости В качестве упругих элементов используются гофрированные металлические мембраны (рис. 1.5), жестко закрепленные по краю. Перемещение центра мембраны при ее деформации, вызванной изменением давления масла, передается на ползунок реостата (рис. 1.6). Сопротивление в цепи логометрического указателя давления изменяется, что приводит к отклонению стрелки манометра.
Рис. 1.5. Гофрированная мембрана: Р - давление жидкости
Рис. 1.6. Схема включения датчика давления масла в цепь контрольного прибора: UБС - напряжение бытовой сети; У - указатель, Д - датчик; Rд - реостат датчика; П - ползунок реостата; М - мембрана
Устройство, работа, характеристики. В автомобилях ГАЗ-31029, -3110, "33021, -2752; ВАЗ-2106, -2107, -21213; "Москвич-2141", -21412, Иж-2126 установлены логометрические манометры. В датчике манометра (рис. 1.7) закреплена мембрана 2 с толкателем 10. Рычажок 8 свободно качается на оси и отводится в исходное положение пружиной 7, воздействующей на двойной ползунок 4. Регулировочным витаем 9 рычажка 8 обеспечивается установка стрелки указателя в исходное положение. Проволочный стержень 11 служит для самоочистки штуцера датчика. Обмотка реостата 3 выполнена из нихромовой проволоки. 8 зависимости от величины давления масла в штуцере 1 изменяется прогиб мембраны 2, а вместе с этим изменяется положение ползунков на обмотке реостата датчика.
Указатель логометрического манометра по принципам построения и действия аналогичен указателю логометрического термометра. При включений зажигания и отсутствии давления в масляной магистрали ползунки 4 реостата под действием пружины 7 находятся в крайнем левом положении (см. рис. 1.7), что означает включение максимального сопротивления датчика в цепь указателя (рис. 1.8). При этом результирующий магнитный поток обмоток 1,3,4 указателя поворачивает постоянный магнит 2 со стрелкой в левую часть шкалы указателя. При возрастании давления мембрана 2 (рис. 1.7) датчика прогибается и через толкатель 10 перемещает рычажок 8, который через регулировочный винт 9 передвигает ползунки 4 вправо (рис. 1.7), уменьшая сопротивление датчика. Токи в обмотках 1,3,4 указателя (рис. 1.8) изменяются, и под воздействием результирующего магнитного потока обмоток магнит 2 со стрелкой поворачивается в правую часть шкалы, т.е. в сторону увеличения показаний давления масла. Характеристики датчиков логометрических указателей давления приведены в табл. 1.3.
Рис. 1.7. Датчики давления масла:
I - датчики ММ358, 23.3839: а - устройство; б - зависимость сопротивления реостата датчика от давления; 1 - основание со штуцером; 2 - мембрана; 3 - реостат; 4 - ползунки реостата; 5 - выводной зажим датчика; 6 - ось ползунка: 7 - пружина; 8 - передаточный рычажок, 9 - регулировочный винт; 10 - толкатель: 11 - проволочный стержень;
II - датчик ММ393А: а - устройство; б - зависимость сопротивления реостата датчика от давления; 1 - пружина; 2 - ось ползунка; 3 - передаточный рычажок; 4 - основание со штуцером; 5 - мембрана; 6 - проволочный стержень; 7 - толкатель; 8 - ползунки реостата; 9 - реостат; 10 - штекер датчика
Рис. 1.8. Схема логометрического манометра: 1, 3, 4 - обмотки указателя; 2 - постоянный магнит со стрелкой; 5 - термокомпенсационный резистор; 6 - датчик
Таблица 1.3. Датчики указателей давления масла
* С 1988 г. указатель давления масла а комбинации приборов автомобиля ВАЗ-2107 заменен аксиометром.