Рис. 2.7. Принцип действия датчиков уровня жидкостей: а - контактного; 6 - герконового; 1 - подвижный контакт; 2 - толкатель; 3 - поплавок; 4 - неподвижные контакты; 5 - сигнальная лампа; б - магнит; 7 - геркон (магнитоуправляемые контакты); В - корпус датчика
В контактном датчике поплавок 3 через толкатель 2 удерживает кон такты 1 и 4 датчика в разомкнутом состоянии, пока уровень жидкости находится в пределах нормы. При снижении уровня до минимально допустимой величины поплавок опускается и контакты датчика замыкаются, включая соответствующий сигнализатор.
В герконовых датчиках на внутреннем диаметре поплавка размещен небольшой магнит 6. Пока поплавок 3 находится в верхнем положении (уровень жидкости в пределах нормы), контакты 7 геркона разомкнуты. Как только уровень жидкости станет меньше нормы, поплавок опустится и контакты геркона под действием постоянного магнита поплавка замкнутся. При этом загорится соответствующая сигнальная лампа.
Устройство и характеристики
Корпус 2 контактного датчика уровня тормозной жидкости (рис. 2.8) вместе с основанием 3, уплотнителем 4 и отражателем 6 поджимаются кольцом 5 к торцу горловины бочка тормозной жидкости. Через отверстие основания 3 проходит толкатель 1, соединенный с поплавком 9 с помощью втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика — неподвижные контакты 10. Контакты защищены от внешнего воздействия колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости поплавок 9 опускается. Вместе с ним опускаются толкатель 7 и подвижный контакт 11. При достижении предельно допустимого значения уровня тормозной жидкости поплавок опустится настолько, что замкнутся контакты 10 и 11 и сигнальная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости загорится.
Рис. 2.8. Устройство датчика аварийного уровня тормозной жидкости: 1 - защитный колпачок; 2 - корпус; 3 - основание; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 - поплавок; 10 - неподвижный контакт; 11 - подвижный контакт
В корпусе герконового датчика уровня жидкости (рис. 2.9) размещена стеклянная колба 4 с герконом, выводы которого соединены со штекерным разъемом 3 датчика. Поплавок 1 с постоянным магнитом надет на корпус 2 датчика и может перемещаться вдоль корпуса. При нормальном уровне жидкости поплавок с магнитом находится выше геркона, и контакты геркона разомкнуты. При снижении уровня жидкости ниже предельно допустимого поплавок опускается до геркона. Магнит поплавка вызывает замыкание контактов геркона, и лампа сигнализатора недостаточного уровня жидкости загорается.
Рис. 2.9. Общий вид (а) и устройство (б) герконового датчика уровня жидкости: 1 - поплавок; 2 - корпус; 3 - штекеры; 4 - колба с герконом
Характеристики датчиков уровня жидкостей приведены в табл. 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5. Датчики аварийного уровня тормозной жидкости
Таблица 2.6. Датчики сигнализаторов уровней масла и охлаждающей жидкости
* Бачок главного цилиндра тормозов со встроенным поплавковым датчиком аварийного уровня тормозной жидкости. При падений уровня тормозной жидкости в системе (а значит, и в бачке главного цилиндра) поплавок датчика, опускаясь, замыкает контакты, вследствие чего на щитке приборов загорается лампа-сигнализатор красного цвета.