Большинство угонщиков автомобилей — низкоквалифицированные подростки, поэтому даже простейшие средства сигнализации, как показывает статистика, значительно уменьшают риск угона.
С другой стороны, никакие средства защиты не остановят квалифицированных специалистов-угонщиков, если они почему-либо решили угнать именно этот автомобиль. Эффективным оказывается применение скрытых радиомаяков, по которым полиция обнаруживает угнанный автомобиль примерно в 93% случаев.
Электронные противоугонные системы
Электронные противоугонные системы являются стандартным оборудованием на большинстве новых автомобилей и могут устанавливаться на выпущенные ранее. Промышленность выпускает много различных противоугонных систем, как правило, их цена коррелированна с предлагаемым уровнем зашиты. Противоугонные системы должны быть эффективными, надежными, иметь длительный срок службы, устойчивыми к внешним воздействиям, например, к радиопомехам. Установка противоугонной системы не должна ухудшать безопасность автомобиля.
Противоугонные системы реализуют защиту автомобиля условно на трех уровнях:
1. Защита по периметру. Система периметрической защиты использует микровыключатели для контроля за открывающимися панелями автомобиля (двери, капот, багажник). При попытке несанкционированного открытия панели включаются звуковой и световой сигналы. Иногда система дополняется датчиками, способными обнаруживать движения тела.
2. Защита по объему. Система с помощью инфракрасных, ультразвуковых или микроволновых датчиков обнаруживает несанкционированное движение в салоне автомобиля. Ультразвуковые датчики используют эффект Доплера, когда любое движение в салоне изменяет частоту сигнала ультразвукового излучателя (40 кГц), принимаемого приемником. Микроволновая радиосистема работает на том же принципе, но радиосигнал излучается на частоте 10 ГГц. Микроволновые датчики реже ложно реагируют на движение воздуха и часто устанавливаются в кабриолетах. Инфракрасные датчики представляют собой сборку «приемник — излучатель» и монтируются на потолке салона. Они создают невидимую инфракрасную завесу до пола салона. Приемник постоянно контролирует отраженный сигнал и при его изменении (кто-то появился в салоне) включается сигнал тревоги.
3. Иммобилизация двигателя. Иммобилизация двигателя осуществляется специальным ЭБУ, запрещающим запуск двигателя при получении сигнала тревоги. Это может быть выполнено двумя способами:
- а) аппаратной иммобилизацией, при которой некоторые электрические цепи системы пуска двигателя разрываются специальными реле или полупроводниковыми переключателями. Эффективность аппаратных систем иммобилизации сильно зависит от скрытности размещения разрывающих реле и немаркированных проводов в жгуте. Скрытность нужна для того, чтобы нельзя было шунтировать создаваемые этими устройствами разрывы в цепи;
- б) программной иммобилизацией, когда по команде противоугонной системы ЭБУ двигателя запрещает его запуск, например, делает недоступными калибровочные диаграммы подачи топлива и зажигания. После этого двигатель хотя и будет проворачиваться стартером, по не запустится. Такие системы очень эффективны, нужно только исключить возможность запуска путем замены ЭБУ двигателя на другой работоспособный блок.
Состав противоугонных устройств, входящих в стандартную комплектацию, зависит от модели автомобиля. Во всех случаях автомобиль комплектуется средствами периметрической защиты, многие противоугонные системы включают иммобилизатор и защиту по объему. Обычно противоугонная система включается и выключается ключом замка двери или с дистанционного пульта, управляющего также и центральным замком. Запарковав автомобиль, водитель запирает двери и включает противоугонное устройство нажатием кнопки на дистанционном пульте управления (брелоке). Светодиодный индикатор включения противоугонной системы начинает вспыхивать: сначала часто, информируя водителя о включении системы, затем редко, отпугивая потенциальных угонщиков.
При попытке несанкционированного проникновения в автомобиль противоугонная система включает звуковой сигнал, периодически зажигает и гасит фары, иммобилизатор блокирует работу двигателя. Примерно через 30 секунд звуковые и световые сигналы прекращаются, чтобы не разрядить чрезмерно аккумулятор, иммобилизатор остается включенным до тех пор, пока владелец автомобиля не выключит его дверным ключом или с дистанционного пульта управления.
Дистанционное управление противоугонными устройствами
Система дистанционного управления позволяет управлять противоугонным устройством и центральным замком с некоторого расстояния. Она состоит из портативного передатчика, носимого водителем, и приемника, подключенного к ЭБУ противоугонного устройства и центральному замку.
Передатчик размещается в брелоке или самом ключе. Для миниатюризации применяются многослойные печатные платы и бескорпусные микросхемы. Питание осуществляется от миниатюрных батареек, как для наручных часов.
Передатчики выполняются на базе специализированных микросхем, например HCS200, HCS201 (Microchip), или недорогих 8-разрядиых микроконтроллеров, например МС68НС05КЗ (Motorola). Второй вариант дороже, но есть возможность применять одно и то же оборудование в передатчиках с различными функциональными возможностями для различных систем дистанционного управления, отличающихся криптографическими алгоритмами, интерфейсом и т. д.
Противоугонная система включается и выключается передатчиком посылкой соответствующего цифрового кода. Код передается последовательно, используется инфракрасное излучение или радиосигнал в УКВ-диапазоне. Системы, использующие инфракрасное излучение, имеют малый радиус действия, требуют точного наведения луча передатчика, но не создают электромагнитных помех. УКВ-системы имеют больший радиус действия, но сигнал может быть перехвачен и декодирован угонщиками с помощью соответствующей электронной аппаратуры. УКВ-излучатели могут быть источниками электромагнитных помех, поэтому их параметры регламентируются соответствующими законодательствами. В большинстве европейских стран передатчики автомобильных противоугонных систем работают на частоте 433,9 МГц, во Франции — 224 МГц, в Австрии и Италии — 315 МГц, Великобритании — 418 МГц.
Передача сигналов кодовой информации в автомобильных противоугонных системах производится как правило в одном направлении из соображений удешевления оборудования. Брелоки и электромеханические ключи приемников не имеют, хотя двунаправленные сигналы значительно усложнили бы взлом противоугонных систем.
Для повышения секретности линий связи многие противоугонные системы используют набор кодов, т. е. при каждом нажатии кнопки передатчика посылается свой код из набора. Программное обеспечение приемника синхронизирует его работу с передатчиком, т. е. приемник ожидает смену кода. Обычно осуществляется циклический перебор кодов из заданного набора (например, из 25 различных кодов). Если приемник и передатчик вышли из синхронизации (например, водитель случайно нажал кнопку передатчика вдали от автомобиля), дистанционное управление работать не будет, но система автоматически синхронизируется при отпирании двери ключом.
Характеристики противоугонных систем с дистанционным управлением
1. Электропитание. Передатчик питается от малогабаритной литиевой батарейки (например, CR2032 емкостью 210 мА-час). Элемент должен работать без замены не менее 5 лет при среднем числе передач в сутки 50 и температуре 25°C. Это обеспечивает удобство эксплуатации и сохранность уплотнителей в брелоке. Электронная схема брелока не используется более 99% времени. Большое значение имеет ток потребления в режиме ожидания, который не должен превышать 100 нА. В активном режиме после нажатия кнопки контроллер потребляет 2...3 мА без включения передатчика и 10...12 мА с работающим передатчиком.
Приемник получает энергию из бортовой электросети автомобиля или автономного источника. В режиме ожидания ток потребления менее 1 мА.
2. Быстродействие. Время от нажатия кнопки на брелоке до распознавания кода в приемнике около 300 мс, с учетом выполнения команды — 1 с.
3. Размеры и стоимость. Передатчик должен быть малогабаритным, чтобы размешаться в корпусе брелока или обычного механического ключа. Люди иногда теряют ключи и брелоки, в том числе и от противоугонных систем. Замена утерянного брелока не должна стоить дорого.
Работа противоугонной системы с дистанционным управлением
На рис. 5.28 и 5.29 схематично изображены алгоритмы работы передатчика и приемника. При нажатии кнопки брелока (передатчик) его микросхема из режима ожидания переходит в рабочий режим. Запускается 16-разрядный синхронизирующий счетчик. Генератор динамического кода вырабатывает по определенному алгоритму динамический код (28—32 бит) в функции от значения секретного ключа (статический код) и состояния синхронизирующего счетчика. Динамический код, заводской номер брелока и код нажатой клавиши образуют управляющее слово длиною 60—70 бит, которое передается приемнику по радиоканалу или иным способом. Если брелок зарегистрирован в данном приемнике, т. е. его идентификационный номер, секретный код, состояние синхронизирующего счетчика помещены в ППЗУ приемника, принятая информация идентифицируется по номеру брелока и обрабатывается. Запускается синхронизирующий счетчик приемника и вырабатывается динамический код в генераторе приемника. Если динамические коды приемника и передатчика совпадают, производится выполнение переданной команды.
Рис. 5.28. Алгоритм работы передатчика
Рис. 5.29. Алгоритм работы приемника
Заводской номер передатчика и секретный ключ — статические коды. Генератор динамического кода, тактируемый от 16-разрядного синхронизирующего счетчика, вырабатывает 65535 различных значений кода, меняющихся в каждой посылке, повторяющихся циклически. Если пользоваться брелоком по 50 раз вдень, повторение кода произойдет через 1310 суток.
Системы дистанционного управления на основе динамического кода являются криптографическими. Защита автомобиля от вскрытия зависит от кодовой длины секретного ключа, т. е. от числа его возможных состояний. Для автомобильных приложений считается удовлетворительным, если время 7’ взлома системы методом сканирования (перебора возможных комбинаций) превышает 32 суток. В таком случае
где D — число зарегистрированных брелоков, С — число значений секретного ключа, Тt — время активации системы, Td — время, на которое отключается система, получив неверный динамический код и распознав попытку взлома.
Виды взлома и защита от них
Возможные варианты взлома системы дистанционного управления:
- 1. Воспроизведение ранее записанного кода.
- 2. Воспроизведение ранее записанного кода с использованием сканеров или грабберов.
- 3. Криптоанализ.
- 4. Взлом во время обслуживания.
Ранние системы дистанционного управления передавали фиксированный код или меняющийся код из небольшого фиксированного набора. Угонщик с портативным компьютером и приемопередатчиком (граббер) записывал сигнал с брелока автовладельца, затем воспроизводил его в нужный момент, отключая сигнализацию. При сканировании передатчик угонщика периодически посылает кодовые комбинации из небольшого набора, пока противоугонная система не будет отключена совпавшим кодом.
Применение динамического кода, т. е. увеличение числа возможных кодовых комбинаций в посылке сделало использование сканирования невозможным. С другой стороны, появились интеллектуальные грабберы, взламывающие противоугонные системы с динамическим кодом и односторонней передачей информации, работающие следующим образом. Первая посылка с брелока записывается граббером с одновременной генерацией помехи, блокирующей приемник. Не получив подтверждения о включении противоугонной системы, владелец вторично нажимает кнопку брелока. Граббер записывает вторую посылку, блокирует ее прием приемником, затем посылает первую посылку. Противоугонная система включается. В нужное время угонщик ее отключит записанной граббером второй посылкой. Возможным методом борьбы против этого алгоритма работы граббера является использование двунаправленной передачи информации в системе дистанционного управления. Но эта борьба бесконечна.
Криптоаналитик по записям нескольких реализаций динамического кода, полученных граббером, может определить алгоритм работы генератора и секретный ключ, чтобы потом по N-й посылке вычислить (N + 1) - ю.
В современных противоугонных системах часто применяют специализированные микросхемы фирмы Microchip, реализующие алгоритм генерации псевдослучайной последовательности (динамического кода) Keeloq с длиной ключа 64 бита. Имеются оценки среднего времени для аппаратного вскрытия грубой силой (перебором комбинаций) в зависимости от затрат на взламывающее оборудование и длины ключа (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Стоимость оборудования | Длина ключа в битах | ||
56 | 64 | 80 | |
100000$ | 35 часов | 1 год | 70000 лет |
1000000$ | 3,5 часа | 37 дней | 7000 лет |
10000000$ | 21 минут | 4 дня | 700 лет |
Для взлома противоугонной системы нужно иметь специализированное оборудование или суперЭВМ тина Cray, т. к. операционные системы обычных компьютеров не приспособлены для обработки длинных кодовых слов. Криптоанализ обойдется неразумно дорого.
В автосервисе угонщики могут попытаться зарегистрировать свой брелок в приемнике автомобиля. Далее можно записать с помощью граббера команду ресинхронизации с зарегистрированного брелока, чтобы воспроизвести ее позднее при угоне.
Следовательно, программное обеспечение приемника должно информировать владельца о подключении еще одного передатчика. Для нормальной работы системы дистанционного управления содержимое 16-разрядпых синхронизирующих счетчиков приемника и передатчика должны совпадать и инкрементироваться с каждым нажатием кнопки брелка. На практике возможны случайные нажатия кнопок брелока (ребенок поиграл), ведущие к рассинхронизации, что должно корректироваться. Рисунок 5.30 поясняет алгоритм синхронизации в противоугонных системах.
Рис. 5.30. Алгоритм синхронизации
Код в синхронизирующем счетчике циклически изменяется с каждым нажатием кнопки брелока, пробегая последовательно значения 0, 1, ...N, N+1, ..., 216-1, 0, 1, ... . Пусть текущее состояние счетчика приемника N. Приемник воспримет как разрешенные динамические коды, соответствующие состояниям синхронизирующего счетчика от N до (N+Δ), где Δ — ширина рабочего окна, обычно Δ = 16. В пределах рабочего окна ресинхронизация производится одной посылкой незаметно для владельца. 32К состояний счетчика до N являются запрещенными, 32К состояний счетчика после N являются разрешенными. Рабочее окно и обе зоны циклически перемещаются при инкрементации счетчика.
Если с брелока поступает динамический код, соответствующий состоянию синхронизирующего счетчика М вне рабочей зоны, но в разрешенной зоне, приемник запоминает М и ждет следующей посылки. Если в следующей посылке передается код, соответствующий (М+1), производится ресинхронизация счетчика приемника, рабочее окно смещается в новое положение, посланная команда выполняется.
Получив код из запрещенной зоны, приемник на какое-то время отключается, чтобы воспрепятствовать сканированию.
После записи двойной посылки для ресинхронизации угонщик должен 32К раз нажать кнопку брелока, чтобы посланный с граббера код оказался опять в разрешенной зоне. Кроме того, приемник запоминает несколько последних попыток ресинхронизации (обычно 4) и не позволяет использовать записанные кодовые комбинации повторно.
Большинство противоугонных систем поддерживают режим Valet, когда для обслуживания автомобиля система отключается и нет необходимости передавать брелоки посторонним лицам.
Шифраторы и дешифраторы динамического кода Keeloq
Эти микросхемы фирмы Microchip используются в большинстве современных автомобильных противоугонных систем.
Код Keeloq представляет собой двоичную псевдослучайную последовательность с периодом (264-1) бит. Для идентификации передатчика используются блоки длиной 32 бита. Уникальный для каждого передатчика 64-битовый ключ — это начальное состояние сдвигающего регистра генератора псевдослучайной последовательности.
Хотя в криптографии считается, что безопасность алгоритма должна базироваться на длине ключа, а не на секретности алгоритма, никто не спешит публиковать свои алгоритмы. Так поступает и Microchip, но можно сделать некоторые логические предположения.
Последовательности сдвигающих регистров, генерирующие псевдослучайный сигнал, давно используются в криптографии, исследованиях динамики систем автоматики. Их математическая теория хорошо разработана, они легко реализуются, применялись в криптографии еще до появления электроники.
На рис. 5.31 показана блок-схема генератора псевдослучай ной последовательности. Если не интересоваться математической стороной вопроса, то это сдвигающий регистр с обратными связями.
Рис. 5.31. Генератор М-последовательности
Выходы n-разрядного сдвигающего регистра подключены к блоку обратной связи. Содержимое регистра сдвигается вправо. Бит an заменяется на an-1 и т. д. В первый разряд записывается значение, определяемое функцией обратной связи. Выходной сигнал снимается с одного из разрядов и имеет период до (2n-1). В блоке обратной связи чаше всего используется операция суммирования по модулю два (исключающее ИЛИ). Например, генератор на рис. 5.32 выдает последовательность ...111101011001000..., проходя последовательно состояния ...111, 1110, 1101, 1010, 0101, 1011, 0110, 1100, 1001, 0010, 0100, 1000, 0001, 0011, 0111.
Рис. 5.32. Четырехразрядный генератор
Имеются таблицы, в которых указаны разряды регистров определенной разрядности, участвующие в формировании сигнала обратной связи, чтобы выходная последовательность имела максимальный возможный период (2n-1). Например, 8-4-1, 9-5-4-3-1, 64-2-1 и т. д. Отвод обязательно делается от крайних разрядов. Выходные сигналы таких генераторов называют М-последовательностями.
Шифры па основе М-последовательностей в чистом виде относительно легко раскрываются, т. к. имеются алгоритмы, позволяющие определять структуру генератора по наблюдаемому выходному сигналу. Для преодоления этого недостатка генераторы потока ключей усложняют.
Например, на рис. 5.33 показан один из таких вариантов — генератор Геффа.
Рис. 5.33. Генератор Геффа
Оба генератора тактируются синхронно, их выходные сигналы подаются на схему исключающего ИЛИ. Результирующий сигнал — М-последовательность с периодом (2n-k-1). Пространством ключей будет множество (n+k) разрядных начальных состояний регистров.
В алгоритме Keeloq передаются не 64-разрядные слова состояния регистра, а 32-разрядные блоки, цельная выходная последовательность длиною больше 2n бит здесь недоступна.
Шифраторы HCS200, HCS201 и дешифраторы HCS515 Microchip — типичные специализированные микросхемы для использования в системах дистанционного управления, в частности в автомобильных противоугонных системах.
Шифраторы (например, HCS201) очень компактны (рис. 5.34), и для изготовления на их базе брелоков требуются микросхема передатчика и минимум внешних компонентов.
Рис. 5.34. Шифратор HCS201
При нажатии любой из кнопок передается динамический код и статус нажатой кнопки, приемник выполняет соответствующую этой кнопке команду. При одновременном нажатии всех кнопок передается вместо динамического кода 32-разрядное слово (seed) для генерации в приемнике секретного ключа. Это один из вариантов реализации процедуры регистрации брелока в приемнике.
Перед использованием в шифратор с помощью программатора заносится инициализирующая информация. Для защиты от взлома эта информация может быть считана из ППЗУ только непосредственно после записи. Потом она недоступна для чтения. Записываются:
- 28- или 32-разрядный номер брелока для его идентификации в системе;
- 64-разрядный секретный ключ — начальное состояние генератора псевдослучайной последовательности. Ключ может быть сформирован изготовителем противоугонной системы самостоятельно. Может быть использован алгоритм генерации ключей, предлагаемый фирмой Microchip, тогда будет применяться стандартная процедура регистрации брелоков в приемнике. Входной информацией для алгоритма являются номер брелока и 64-битовый секретный код, который изготовитель помещает в приемник. В другом варианте это номер брелока и 32-битовое число из ППЗУ брелока (seed);
- 12 разрядное дискриминационное слово. Произвольный статический код, рекомендуется использовать младшие разряды номера брелока;
- 32-разрядное секретное слово (seed), которое передается в одном из режимов регистрации, для генерации в приемнике секретного ключа.
На рис. 5.28 схематично показано слово, передаваемое брелоком приемнику. Здесь динамический код — это зашифрованный шифром Keeloq 32-разрядный блок, включающий: статус клавиши — 4 бита, дискриминационное слово — 12 бит, состояние синхронизирующего счетчика — 16 бит.
В ППЗУ приемника хранятся дискриминационное слово, секретный ключ и состояние синхронизирующего счетчика. При совпадении дискриминационных слов приемника и передатчика делается вывод о состоятельности дешифрования и команда выполняется.
Несовпадение значений означает рассинхронизацию, т. е. для шифрования и дешифрования использовались не синхронные последовательности из пространства ключей. Приемник начинает процедуру ресинхронизации, т. е. начинает инкрементировать синхронизирующий счетчик и дешифровать сообщение с помощью соответствующих состояниям сихросчетчика и секретному ключу последовательностей, пока дискриминационное слово не дешифруется правильно. Далее реализуется алгоритм синхронизации (рис. 5.30).
В приемник записывают 64-битовое секретное слово производителя, которое применяется при генерации секретного ключа, и дискриминационное значение или указание, что в качестве такового используется 12 младших разрядов номера брелока.
При регистрации брелока приемник включается в режим «обучения». При нервом нажатии кнопки брелока его номер записывается в намять приемника на свободное место. По этому номеру и 64-битовому секретному коду генерируется секретный ключ, такой же, как в брелоке. Начинается дешифрация сообщения для определения состояния синхронизирующего счетчика передатчика, полученное значение запоминается. Кнопка брелока нажимается повторно, проверяются значения дискриминационного слова и синхросчетчика. При успешном завершении процедуры брелок регистрируется.
Производители противоугонных систем разработали и иные процедуры регистрации.
Иммобилизатор с транспондером
Противоугонные системы постоянно совершенствуются, одним из вариантов является электронный иммобилизатор с микротранспондсром в ключе зажигания. Замок зажигания срабатывает, если код, полученный специальным приемником от транспондера, совпадает с заданным. Транспондер потребляет электромагнитную энергию, излучаемую приемником на частоте 60...150 кГц, и не требует дополнительного источника питания.
На рис. 5.35 схематично показана противоугонная система, выпущенная фирмой Philips и применяемая па автомобилях многих моделей, включая BMW, GIM и Volkswagen. Транспондер состоит из сложной микросхемы, называемой программируемым идентификатором (Programmable Identification Tag — PIT), которая подключена к источнику питания, состоящему из принимающей катушки и конденсатора. Когда ключ зажигания оказывается на расстоянии примерно 5 см от замка, возникает электромагнитная связь между катушкой транспондера и приемником. Получаемой энергии оказывается достаточно для работы микросхемы PIT, которая передает кодовое слово на приемник, модулируя ток, проходящий через катушку на ключе. Если код, полученный от транспондера, соответствует коду, хранящемуся в памяти приемника, ЭБУ двигателя получает разрешение выполнить запуск двигателя. После успешного запуска двигателя приемник посылает в транспондер новую кодовую комбинацию, именно она будет использоваться при следующем запуске двигателя. Таким образом достигается высокий уровень защищенности противоугонной системы.
Рис. 5.35. Иммобилизатор с транспондером
В некоторых системах транспондер работает па расстоянии 1...1,5 м от приемника. Он размещается в одежде водителя. Если приемник утрачивает связь с транспондером (водителя выбросили из салона), через некоторое время двигатель останавливается.
Интеллектуальные грабберы засекают наличие такого транспондера и способны имитировать его сигнал.
Конфигурация противоугонной системы
На рис. 5.36 показана конфигурация базовой противоугонной системы с периметрической и объемной защитой и с иммобилизатором. Система включает микропроцессорный ЭБУ, управляющий также центральным замком и приводящийся в рабочее состояние сигналом с радиочастотного дистанционного пульта управления после запирания дверей автомобиля.
Рис. 5.36. Блок-схема базовой противоугонной системы
Как только противоугонная система включена, опа может реагировать на следующие действия:
- открывание капота, дверей или багажника;
- попытка отпереть дверной замок;
- попытка включить замок зажигания;
- попытка включить стартер;
- перемещение, движение в салоне автомобиля (объемная защита).
Когда противоугонная система зафиксирует попытку несанкционированного доступа к автомобилю, на 30 секунд включается звуковой сигнал и подсветка фарами, иммобилизатор вносит разрывы в цепи управления запуском и запрещает пользование калибровочными диаграммами электронного зажигания и впрыска топлива, после чего работа двигателя становится невозможной.
Для выключения противоугонной системы и отпирания дверей с дистанционного пульта должен быть послан соответствующий код.
Дополнительные датчики
Многие противоугонные системы имеют дополнительные датчики и больше возможностей, чем описанная выше базовая система.
1. Радиоприемник и ящик для перчаток. Здесь могут быть установлены микропереключатели, включающие охранную сигнализацию при открывании ящика для перчаток, включении, демонтаже радиоприемника.
2. Датчики, фиксирующие разбивание стекла. Эти датчики включают охранную сигнализацию, если угонщик попытается проникнуть в салон автомобиля, разбив заднее или боковые стекла. Переднее ветровое стекло (триплексное) обычно не оснащается датчиками, так как считается достаточно прочным. В основном используются два типа датчиков:
- а) проволочная петля. На стекле размещается петля из тонкого провода. Постоянно контролируется целостность этой электрической цепи. При разбивании стекла электрическая цепь нарушается и включается охранная сигнализация. Этот способ хорош для неподвижных стекол, например, для заднего стекла, где уже имеется электрический контур обогревателя;
- б) магнитные датчики используются для подвижных боковых стекол. На нижнем крае стекла (в корпусе двери) закрепляют небольшой постоянный магнит. Когда стекло поднято, магнит находится близко от геркона, размещенного в корпусе двери, и своим магнитным полем замыкает контакты геркона, образуя замкнутый сигнальный контур. Если стекло разбито, его фрагменты проваливаются вместе с магнитом на дно корпуса двери, геркон размыкает контакты, включается охранная сигнализация.
3. Датчик наклона. Включает охранную сигнализацию, если наклон автомобиля будет отличаться от того, при котором он был запаркован. Это может произойти при попытке поднять автомобиль подъемным крапом или буксировать. Один из типов датчиков предусматривает контроль за величиной электрической емкости конденсатора, образованного двумя металлическими пластинами, разделенными жидким диэлектриком. Если датчик наклонен, пластины по-иному омываются жидкостью и емкость меняется. ЭБУ противоугонного устройства замеряет емкость конденсатора и запоминает ее при включении, затем постоянно ее контролирует. При изменении емкости конденсатора (машину подняли краном) включается сигнал тревоги. По специальной команде ЭБУ противоугонного устройства сигнал с датчика наклона можно заблокировать, что позволяет перевозить автомобиль на пароме, по железной дороге без ложного срабатывания противоугонной системы.
4. Датчик положения автомобиля. Передвижение автомобиля вперед или назад фиксируется, что вызывает срабатывание противоугонной системы (например, при попытке толкать или буксировать автомобиль). Несанкционированное перемещение автомобиля обычно определяется подсчетом импульсов от датчика спидометра. Если за заданное время получено число импульсов больше определенного, автомобиль считается движущимся и включается сигнализация.