Прежде всего следует подчеркнуть, что назначением АРО является восстановление автомобилей, утративших работоспособность, прежде всего вследствие длительной эксплуатации, а также в результате аварийных ситуаций, причем машина может быть совсем новой. Данная задача решается путем проведения капитального ремонта, причем с таким условием, чтобы после КР автомобиль обладал надежностью, близкой к надежности нового автомобиля.
Производственный процесс ремонта автомобилей в значительной степени осложняется из-за специфических особенностей, присущих этому виду производства. К их числу относятся разборочно-моечные работы, контроль и сортировка деталей, восстановление деталей разнообразными способами, сборка автомобиля как из восстановленных деталей с допустимым износом, так и из новых. При этом каждый поступающий в АРО автомобиль имеет свой неповторимый набор дефектов, которые необходимо устранить до выпуска его в эксплуатацию. Отсюда основная сложность работы АРО — все реальные ситуации, возникающие при поступлении в нее автомобилей, подлежащих ремонту, описываются законами теории вероятностей. Поэтому любая АРО должна быть мобильной, готовой к ремонту не только однотипных автомобилей. Естественно, ни одна АРО не в состоянии выполнить ремонт всех видов и типов автомобилей, поэтому необходима дифференциация их деятельности с учетом конкретных возможностей, что в дальнейшем и будет рассматриваться.
Методы организации ремонта автомобилей
Капитальный ремонт осуществляется различными методами, особенно в настоящее время, когда при наличии крупных АРО имеется развитая сеть мелких, но мобильных авторемонтных мастерских, кооперирующихся с солидными АРО и обеспечивающих быстрый и высококачественный ремонт автомобилей. Для автомобилистов все варианты хороши, лишь бы быстрее восстановили до надежного состояния их автомобиль. Исходя из такой постановки вопроса, будем считать правильными следующие методы ремонта: индивидуальный, поточный, обезличенный, агрегатный и агрегатно-узловой.
Индивидуальный метод ремонта применяется в небольших по производственной мощности организациях, включая частные АРО. Особенностью этих организаций является универсальность применяемого оборудования и рабочих мест, исключение обезличивания деталей, узлов и агрегатов, высокая квалификация рабочих, значительная трудоемкость ремонта и его высокая стоимость. Данный метод ремонта с присущим ему единичным характером производства находит наибольшее распространение при ремонте автомобилей иностранного производства, а также в небольших, но хорошо оснащенных универсальным оборудованием автомастерских.
Поточный метод (он, как правило, обезличенный) обеспечивает ремонт автомобилей в целом и раздельный ремонт агрегатов. Этот метод основан на полной и частичной взаимозаменяемости, поточности разборочно-сборочных работ и технологического процесса восстановления основных деталей, например блоков цилиндров, коленчатых валов и т.п., при обезличивании деталей и узлов. Поточный метод характеризуется высоким уровнем механизации и автоматизации основных технологических процессов, применением специального оборудования, приспособлений, инструмента и др.
Агрегатный и агрегатно-узловой методы характеризуются организацией в автохозяйствах эксплуатационного ремонта путем замены неработоспособных агрегатов и узлов новыми или отремонтированными в АРО.
Возможные формы специализации АРО
Специализация АРО предусматривает концентрацию выпуска однородной продукции или повышение производительности разнородной продукции. Ниже приведены рекомендации по выбору формы специализации при проектировании или реконструкции различных АРО
Предметная форма специализации направлена на создание новых или реконструкцию действующих организаций (цехов) для ремонта автомобилей, агрегатов или узлов однотипных моделей. Данная форма ремонтного производства классифицируется по специализации заводов:
- 1) ремонт полнокомплектных автомобилей;
- 2) ремонт двигателей;
- 3) ремонт кузовов, рам и колес;
- 4) ремонт электрооборудования, топливных и водяных насосов, карбюраторов и т. п.
Подетальная форма специализации ограничивает профиль и программу АРО восстановлением деталей, наиболее близких к различным классам и группам автомобильных деталей, например корпусных деталей, деталей «коленчатый вал» и т.п. Так, в Оренбургской АРО производят восстановление коленчатых валов (кроме других деталей для автомобилей ЗИЛ) для всей области.
Технологическая форма специализации заключается в выделении в самостоятельное специализированное производство отдельных стадий технологического процесса ремонта автомобилей, например специализированных цехов или организаций по сварке или наплавке, гальваническим покрытиям и т.п. Данная форма предназначена для повышения уровня экологичности данного города или района.
Гипроавтотранс разработал нормативы по проектированию типовых авторемонтных заводов (АРЗ) для капитального ремонта:
- силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями и дизелями;
- прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями (передний и задний мосты и рулевое управление);
- полнокомплектных грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями и дизелями;
- автобусов, получающих по кооперации все агрегаты, включая силовой;
- агрегатов легковых автомобилей (силовой агрегат, передняя подвеска, задний мост и руль);
- полнокомплектных легковых автомобилей.