Система управления электромобилем
В системе управления электромобилем можно выделить четыре основные части: систему управления тяговым электродвигателем, педальные органы управления, ручные органы управления, панель приборов. Во всех подсистемах используются микроконтроллеры. Информация о параметрах, значения которых необходимы для работы систем управления (ток, напряжение, температура, скорость и т. д.) с соответствующих датчиков вводится в микроконтроллеры. Микроконтроллеры реализуют близкий к оптимальному режим управления исполнительными механизмами электромобиля и источниками энергии, принимают меры защиты в аварийных ситуациях, постоянно контролируют состояние аккумуляторной батареи, которое доводится до сведения водителя, равно как и оставшийся пробег до подзаряда.
Электромобильная система климат-контроля
Кондиционер и отопитель потребляют много электроэнергии. Например, на электромобиле Ford Ecostar с тяговым двигателем мощностью 75 кВт отопитель потребляет 5 кВт, кондиционер 6 кВт, а при езде по ровной дороге по городскому циклу тяговый двигатель Ford Ecostar потребляет всего 8 кВт. Пользование кондиционером или отопителем существенно снижают пробег до подзаряда.
Автомобильный кондиционер включается обычно при температуре забортного воздуха выше 35°C. Внутри салона поддерживается температура не более 27°C и относительная влажность 50%. Салон должен постоянно вентилироваться из расчета не менее 0,42 м3 в минуту на пассажира, что еще более нагружает кондиционер. Для уменьшения потерь энергии окна салона при работающем кондиционере должны быть плотно закрыты.
Кондиционеры имеют относительно низкий КПД, их использование существенно уменьшает стандартный пробег электромобиля. Делаются попытки разработать более эффективные системы. В перспективных системах кондиционирования компрессор приводится в действие бесколлекторным двигателем постоянного тока с регулируемым числом оборотов. Компрессор сжимает и нагревает охладитель, охладитель затем испаряется и охлаждается в испарителе, радиатор испарителя охлаждает поступающий в салон воздух. Возможность регулирования оборотов компрессора повышает эффективность кондиционера. Для уменьшения нагрузки па кондиционер необходимы также тонировка остекления кузова в нужном диапазоне оптического спектра, хорошая термоизоляция крыши, охлаждение салопа на стоянках маломощным (20 Вт) вентилятором.
На современных электромобилях иногда применяются отопители на жидком топливе. Пробег электромобиля при этом не сокращается, но использование двух видов топлива на одном транспортном средстве нерационально. В качестве источника тепла может быть использована сплит-система. В крайнем случае может быть включен и резистивный нагреватель, по это большой расход электроэнергии.
Эффективность работы тяговых аккумуляторов зависит от температуры. Например, при пониженной температуре емкость аккумуляторной батареи уменьшается. Аккумуляторы электромобилей снабжаются специальными нагревателями для поддержания оптимальной температуры. Например, на электромобиле Chevrolet S10 1997 года выпуска сплит-система поддерживает оптимальную температуру аккумулятора в холодное и жаркое время года.
Низковольтные источники питания
На электромобилях, как и на автомобилях с ДВС, установлено различное электрооборудование с питанием от напряжения 12 В — освещение, стеклоподъемники, аудиотехника, приборы и т. д. Массовое производство этого оборудования хорошо отлажено и нет необходимости его изменять. Для питания низковольтного электрооборудования на электромобилях используются или отдельные 12 В аккумуляторы, подключаемые для заряда через преобразователь постоянного напряжения к высоковольтной тяговой батарее, или электропитание производится от преобразователя постоянного напряжения без буферного 12-вольтового аккумулятора.