Как отрегулировать холостой ход без газоанализатора?
Не имея в своём распоряжении газоанализатора можно довольно точно отрегулировать холостой ход опираясь на показания тахометра, а при его отсутствии, на собственное ощущение частоты вращения коленчатого вала.
Для этого, вращая регулировочный винт качества в разные стороны, установите его в положение, соответствующее максимальной частоте вращения на холостом ходу. Затем, при помощи винта количества смеси (см. рис. 33) установите несколько повышенную (на 100±50 мин-1) частоту вращения (по сравнению с обычной для холостого хода).
Рис. 33. Регулировка холостого хода двигателя: 1 - регулировочный винт количества смеси; 2 - регулировочный винт качества (состава) смеси; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - заглушка регулировочного винта; 5 - штуцер к вакуум-корректору датчика-распределителя зажигания; 6 - штуцер отсоса картерных газов в смесительную камеру
Для надёжности ещё раз повторите обе вышеописанные операции с винтами качества и количества. После этого, на работающем на холостом ходу с повышенной на 100±50 мин-1 частотой вращения двигателе, не трогая больше винт качества, добиваясь падения частоты вращения на 100±50 мин-1, т.е. до нормальной величины. На этом регулировка считается законченной.
Такой способ регулировки, особенно удобный при наличии точного тахометра, регистрирующего изменение частоты вращения на каждые 10 мин-1, позволяет без применения газоанализатора гарантировать содержание CO в отработавших газах на уровне не более 1,5%, т.е. в пределах нормы.
Регулировку карбюратора на холостом ходу описанным способом можно производить достаточно часто. Однако даже при интенсивной эксплуатации повторять не более 3-4 раз в год нецелесообразно. Чаще всего бывает достаточно регулировать карбюратор 2 раза в год - весной и осенью, а если автомобиль эксплуатируется только летом - то лишь один раз в начале сезона.
Проверка работы механизма блокировки второй камеры
Повернуть рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до полного закрытия заслонки.
Затем повернуть ось 22 (см. рис. 24) за рычаг привода до полного открытия заслонки первой камеры, при этом дроссельная заслонка второй камеры должна остаться в закрытом положении.
Повернуть рычаг управления воздушной заслонкой по часовой стрелке, а рычаг управления дроссельными заслонками до полного открытия заслонок.
Если дроссельная заслонка второй камеры при этом не откроется - устранить неисправность.
Причиной может быть заедание рычага блокировки второй камеры или отсоединение пружины рычага блокировки.
Как проверить электромагнитный клапан принудительного холостого хода (клапан ЭПХХ) и работоспособность системы управления ЭПХХ?
Неисправность клапана ЭПХХ на карбюраторе или системы управления ЭПХХ может привести к неустойчивой, вплоть до остановки, работе двигателя на холостом ходу.
Чтобы проверить клапан: включите зажигание (двигатель не запускать!) и несколько раз снимите и наденьте провод на клапан. Должны прослушиваться характерные щелчки срабатывания. Если их не слышно - проверьте наличие напряжения на проводе и целостность обмотки клапана. Для этого необходимо снять клапан с карбюратора. Когда клапан снят и жиклёр из него вынут, соедините корпус клапана с одним выводом аккумуляторной батареи, а клемму на торце клапана - с другим. В момент замыкания электрической цепи запорная игла должна втягиваться внутрь клапана. Если игла остаётся неподвижной, убедитесь в лёгкости её перемещения от руки и, затем, омметром проверьте обмотку клапана на обрыв.
Работоспособность системы управления ЭПХХ проверяется на работающем двигателе путём подключения вольтметра одним выводом к проводу, соединяющему электромагнитный клапан с электронным блоком, а другим - к "массе". При работе двигателя на холостом ходу с открытой дроссельной заслонкой на проводе электромагнита должно быть напряжение не менее 10 В. Затем откройте дроссельную заслонку и поднимите обороты двигателя до 4000-5000 мин-1, после чего резко полностью закройте дроссельную заслонку. В момент закрытия заслонки и до падения оборотов примерно до 1800-1900 мин-1 напряжение на обмотке клапана должно быть не более 0,5 В. Такие электрические параметры свидетельствуют об исправности системы управления ЭПХХ. Если напряжение на обмотке электромагнита при отпускании дроссельной заслонки остаётся неизменным, то неисправность может заключаться в нарушении контакта датчика положения заслонки с "массой", или обрыве провода датчика.
Часто при резком нажатии на газ машина дёргается, иногда даже глохнет. При этом, если снять крышку воздушного фильтра, можно заметить стекающий, непонятно откуда, в распылитель первичной камеры бензин, в чём дело?
Сомнений нет. Карбюратор "переливает". А причин этому может быть несколько. Во-первых, нужно проверить степень износа иглы запорного игольчатого клапана, во-вторых, деформацию штанг поплавков (в результате этого также перестаёт закрываться клапан). Возможно засорение возвратной магистрали излишков топлива. Всё это приводит к тому, что уровень бензина в поплавковой камере и, сообщающихся с ней, эмульсионных колодцах возрос и достиг края отверстия, ведущего в распылитель (диффузор). Разумеется, при этом топливно-воздушная смесь, приготовляемая карбюратором, будет обогащённой, а при включении ускорительного насоса (нажатии на газ) - даже переобогащённой. Сгорание смеси такого состава происходит медленнее, остатки её наверняка догорают в глушителе. Перейдём к электромагнитному клапану. При отворачивании её на два - три оборота, излишек бензина сливается через систему холостого хода, а если дальше, то смесь обедняется дополнительным воздухом. Но это, ни в коем случае, не панацея! Через образующуюся щель бензин может просачиваться наружу, даже и на неработающем двигателе, и достаточно случайной искорки, чтобы возник пожар. Кроме того, иногда автолюбители не совсем верно оценивают работоспособность клапана. Проверить его исправность (при отсоединении от него провода, работающий двигатель должен заглохнуть) в данном случае вряд ли удастся, так как бензин в избытке поступает во впускной коллектор в обход системы холостого хода. Более того, неисправный клапан, напротив, препятствует работе мотора, запирая жиклёр холостого хода (в результате чего двигатель не пускается или работает только с "подсосом"). Так что устранить дефект возможно лишь заменой не герметичного игольчатого клапана поплавковой камеры или самих поплавков (если рычажки их деформированы). После замены этих деталей необходимо отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.
После промывки карбюратора ацетоном пропал холостой ход, в чём причина?
Похоже, что забиты каналы системы холостого хода. После промывки карбюратора надо обязательно продуть все каналы сжатым воздухом. Дело в том, что растворитель впитывает в себя все отложения, и начинает растекаться по всем каналам карбюратора. И если его не выдуть оттуда - он, наверняка, закупорит отверстия. Плюс к этому необходимо проверить положение всех регулировочных винтов (т.к. могла нарушиться регулировка холостого хода).
В эмульсионную трубку первой камеры запрессован шарик, зачем он нужен?
Самодеятельные мастера заметили, что в эмульсионную трубку первой камеры "восьмёрок" запрессован шарик, которого нет в других модификациях. "Недоработку" устраняют по разному - меняя трубки по собственному разумению. На самом деле шарик устраняет "провал", когда резко вступает в работу главная дозирующая система.
Как проверить исправность системы управления электромагнитного клапана?
Нарушение работы системы сказывается на расходе топлива, добавляя 0,5-0,8 л на 100 км. Чаще всего причиной неисправности становится концевой выключатель, установленный на карбюраторе. Грязь, потёки масла, неправильная регулировка заслонки первой камеры, либо заедание её на оси, нарушают его контакт с "массой".
Чтобы постоянно контролировать исправность концевого выключателя, можно подключить к проводу, подающему напряжение на клапан, светодиод, закрепив его на панели приборов.
Сделать это можно таким образом: одним проводом подключить светодиод (через сопротивление к "массе"), другим (через отверстие для троса спидометра) к блоку управления электромагнитным клапаном (смотри схему).
На моём ВАЗ-21083 карбюратор невозможно отрегулировать винтом качества, а на выхлопе - чёрная копоть. Электромагнитный клапан исправен, но при снятии с него провода мотор продолжает устойчиво работать. Плавный разгон сопровождается провалом. Что может вызвать такие неполадки?
В данном случае "клевок" автомобиля при разгоне - следствие переобогащения смеси, из-за которого прекращается её сгорание. Это происходит, если порция бензина, которую подаёт ускорительный насос, добавляется не к обеднённой смеси холостого хода (как предусмотрение конструкцией "Солекса"), а к богатой. Происхождение богатой смеси, обычно, простое: электромагнитный клапан не завёрнут до упора. Этот клапан, как правило, многие заворачивают рукой, без применения ключа - при этом сжимается лишь уплотнительное кольцо, создавая иллюзию плотно завёрнутого клапана. На самом деле между жиклёром и седлом остаётся зазор до 1-1,5 мм, и в систему холостого хода поступает дополнительное топливо.
Рис. 34. Схема подключения сигнализатора работы электромагнитного клапана (для ВАЗ 2108/09)
Обычно, работа двигателя нормализуется, когда клапан завёрнут до упора. Если делать это на холостом ходу, состав смеси будет меняться от переобогащённого до нормального. В этом случае число оборотов существенно увеличивается - иногда на 200-300 об/мин и даже больше. Если после этого отключить электрическое питание клапана, мотор должен остановиться или, по крайней мере, число оборотов должно упасть до появления рывков. Это означает, что клапан не совсем герметичен или так нарушены регулировки карбюратора, что мотор может работать "в обход" системы холостого хода. Например, излишне приоткрыта дроссельная заслонка второй камеры. Последнее легко определить, закрыв рукой (при снятой крышке воздухофильтра) горловину первичной камеры, затем вторичной. И сравнить.
Наконец, если карбюратор правильно отрегулирован, то, при полностью завёрнутом клапане, двигатель обязан "слушаться" винта качества во всём диапазоне регулировок: при полностью ввёрнутом - смесь бедная (мотор работает неравномерно или останавливается); отворачивание сначала приводит к увеличению оборотов (до максимальных при немного обогащённой смеси), а затем происходит переобогащение, и обороты падают.