Зачем нужна регулировка холостого хода на автомобилях с системой нейтрализации отработавших газов, ведь там автоматически поддерживается оптимальный состав смеси?
В карбюраторах, устанавливаемых на автомобилях с системой нейтрализации отработавших газов, несмотря на автоматическое поддержание требуемого состава смеси, необходима регулировка состава смеси на холостом ходу. Её смысл заключается только в том, чтобы дать автоматической системе управления составом смеси первоначальную, достаточно грубую "опору", от которой, с учётом сигнала кислородного датчика, производится дальнейшая корректировка состава смеси.
Регулировку холостого хода следует проводить на полностью прогретом двигателе. Частота вращения коленчатого вала должна быть установлена обычным образом 800-850 мин-1.
Снять со штуцера датчика полной нагрузки вакуумный шланг.
Перекрыть отверстие шланга, чтобы воздух не подсасывался во впускную систему (этим обеспечивается работа карбюратора в режиме исходной, базовой регулировки, от которой начинается её корректировка по сигналам кислородного датчика).
Затем установить мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока до 2 В и подключите его к одиночному контакту на разъёме кислородного датчика.
Если напряжение превышает 0,5 В (смесь богатая) - заворачивайте винт качества до момента падения напряжения ниже 0,4 В.
Напряжение ниже 0,4 В (смесь обеднённая) - отвернуть винт качества до момента возрастания напряжения выше 0,5 В.
Повторить эту процедуру ещё 1-2 раза, чтобы добиться такого положения винта качества, которому соответствует границе перехода напряжения кислородного датчика из одного состояния в другое. Это положение соответствует (естественно, с некоторой погрешностью) оптимальному составу топливной смеси.
Внимание! После окончания регулировки необходимо подключить вакуумный шланг к датчику полной нагрузки!
Что такое адсорбер?
Главным узлом системы улавливания паров топлива является адсорбер - ёмкость, заполненная адсорбентом, т.е. веществом, поглощающим испарения топлива. В качестве адсорбента, обычно, используется активируемый уголь.
На остановленном двигателе топливные испарения из поплавковой камеры свободно поступают в адсорбер, поглощаясь активированным углём. Таким образом, уголь в адсорбере накапливает испарения топлива, не позволяя им выходить в атмосферу.
После запуска двигателя пары топлива из поплавковой камеры уносятся потоком воздуха в работающий двигатель, а пары топлива из бензобака могут либо продолжать поступать в адсорбер, либо, при появлении разрежения в баке, вследствие расходования топлива, подсасываться обратно в бак, поступающим туда через адсорбер воздухом.
При нажатии на педаль "газа" в верхней полости адсорбера создаётся разрежение, вызывая подсасывание воздуха через слой насыщенного парами топлива адсорбента. Этот процесс носит название продувки или регенерации адсорбера, в результате которого, после непродолжительной работы двигателя, адсорбент полностью восстанавливает свои аккумулирующие свойства и становится способным вновь поглощать пары топлива после остановки двигателя.
На автомобилях ВАЗ адсорбер устанавливается на поперечной стенке моторного отсека за двигателем.
На моём карбюраторе постоянно раскручивается болт крепления кулачка воздушной заслонки. Из-за этого выпадает шариковый фиксатор, кулачок перекашивается, и манетка воздушной заслонки не перемещается. Затянешь болт покрепче - перестаёт передвигаться манетка заслонки; открутишь - раскручивается болт. Что делать?
Выход из этого положения очень простой: сделать тоненькую шайбочку (толщиной примерно 0,5 мм) и подложить под болт. Можно отрезать один виток от подходящей пружины - и тоже одеть. В общем, нужно увеличить поверхность болта, на которой вращается заслонка.
Очень трудно достать из отверстия винт качества. Что можно сделать?
Раньше диаметр отверстия под винт качества в "Солексе" был 1,7+0,1 мм. Игла вставлялась свободно, но при транспортировке на ВАЗ часто терялась. Поэтому диаметр отверстия уменьшили до 1,6 мм. Теперь без специального крючка винт не достанешь. Но эту проблему можно решить, самостоятельно рассверлив отверстие до прежних 1,7+0,1 и при необходимости просто вытряхивать иглу из канала.
Стоит ли применять присадки в топливо, очищающие топливную систему?
Добавки в топливо очищают, улучшают, нормализуют, но при этом "убивают" двигатель.
В процессе эксплуатации автомобиля на стенках топливопроводов. топливного бака, в топливной системе появляются продукты коррозии. Отлетая понемногу, они забивают фильтры и жиклёры, поэтому периодически приходится менять фильтр тонкой очистки топлива. За все годы эксплуатации автомобиля этой грязи накопилось столько, что после добавки очистителя топливной системы, когда она разом отлетит, что-нибудь может забиться насовсем. И тогда не избежать полной разборки - сборки карбюратора. Но, к сожалению, это не единственное отрицательное последствие действия очистителя. Дело в том, что эти очистители растягивают время горения бензина в камерах сгорания. Подобрать присадку так, чтобы время горения этого бензина осталось неизменным, невозможно. Бензины разные, с разным временем горения, хотя и называются все, например А-92. Если сделать очиститель таким, чтобы время горения уменьшилось - появятся детонационные стуки. Если наоборот - двигатель, после добавления присадки работает мягко, но топливо не успевает сгореть в цилиндрах. И как следствие возрастает тепловая нагрузка на выпускные клапана, что может привести к их прогаранию. Особенно осторожно нужно применять очистители на автомобилях, оборудованных каталитическим нейтрализатором. Т. к., вследствие неполного сгорания топлива и увеличения температуры выхлопных газов нейтрализатор может забиться, либо расплавиться.
Выводы можете делать сами. Если всё-таки решили поэкспериментировать, то придерживайтесь следующих правил:
- Препарат должен быть действительно качественный.
- Вы должны придерживаться инструкции по его применению (в хорошем магазине Вам должны её дать на русском языке).
Отдельно стоит рассказать об аэрозолях для чистки карбюратора. Их стоит разделить на две группы. Одни заполнены пеной, которую, как указано в инструкции, надо "полить во внутрь, заглушить двигатель, еще полить, выждать около 15 минут и завести двигатель". За 15 минут пена все отложения на клапанах, жиклёрах и т. д. разъест, т. е. отмоет. Таким образом можно очистить внутренности топливной системы, и даже нагар на впускных клапанах и поршнях. Другие баллончики содержат смесь растворителей. Конечно, никакой серьёзной очистки жиклёров и т. п. не получится: слишком быстро испаряется растворитель. Но этот препарат незаменим для быстрой очистки внешних рычагов, пружинок и всего остального на карбюраторе. Главное же, с его помощью можно вернуть подвижность воздушной заслонке карбюратора. На таких баллончиках обычно написано "Spry carb & choke cleaner". Если там написано еще что-нибудь про жиклёры и нагар на клапанах, то это, как минимум, неправда. Для того чтобы удалить отложения на тех же клапанах нужно время, растворитель очень быстро испаряется. Если на баллончике есть надпись "Heavy Duty", то растворитель в баллончике более сильный. И еще одно наблюдение: чем приятней пахнет содержимое баллончика, тем хуже он всё очищает. В общем, аэрозоли для чистки карбюратора - полезное приобретение, только покупать следует фирменные и не требовать от них действительно полной очистки карбюратора.