Для очистки и регулирования зазоров между электродами свечи необходимо вывернуть из головки блока цилиндров двигателя. Перед тем как вывернуть свечи, желательно очистить гнёзда в головке блока и продуть их сжатым воздухом. Осматривая любую свечу, в первую очередь необходимо обратить внимание на нагар. Нагар - хороший проводник, поэтому он является причиной утечки тока в свече. Ток утечки у новой свечи очень мал и практически не влияет на работу системы зажигания. В ходе эксплуатации толщина слоя нагара увеличивается, сопротивление его уменьшается, а ток утечки возрастает, при этом снижается напряжение между электродами свечи зажигания, и наступает такой момент, когда свеча перестаёт работать.
Образование нагара на изоляторе свечи - нормальное и неизбежное явление. Необходимо обращать внимание на его толщину и цвет. Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серо-жёлтого до светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он практически не влияет на работу системы зажигания. Но если толщина слоя нагара велика, то такую свечу надо очистить. Перед очисткой свечу желательно опустить на 20-30 минут в емкость с бензином, растворителем или со специальной жидкостью для очистки свечей. Снять нагар со свечи можно металлической кисточкой. После чистки свечу нужно промыть бензином и высушить. Следует помнить, что при очистке свечи на её изоляторе образуются мелкие царапины, которые ускоряют нагарообразование. Поэтому очищенные свечи лучше использовать только летом, а перед наступлением холодов поставить новые.
Очистив свечи от нагара необходимо проверить и отрегулировать зазор между центральным и боковым электродами. Величина зазора между электродами свечей должна быть в пределах значений, приведённых в таблице 7:
Таблица 7. Зазоры между электродами свечей
Тип свечи | Автомобиль | Зазор между электродами свечей, мм |
А17ДВ | ВАЗ, Москвич | 0,5-0,6 |
А17ДВ-10, А17ДВР | ВАЗ, Таврия, Ланос Л-1300 | 0,7-0,85 |
В эксплуатации этот зазор постоянно увеличивается из-за естественного износа материалов контактов. Увеличение зазора ведёт к росту пробивного напряжения, что может вызвать нарушение искрообразования.
Проверять зазоры между электродами свечей нужно круглым щупом. Плоский щуп не реагирует на неодинаковость износа электродов, и ошибка в измерении зазора может быть большой. Подогнув боковой электрод можно увеличить или уменьшить зазор между электродами.
Как бы хорошо свечи ни работали, через каждые 30000 км пробега автомобиля, их нужно заменять новыми. Особенно это важно в период подготовки к зимней эксплуатации.
Таблица 8. Свечи, применяемые на автомобилях ВАЗ 08/09, ВАЗ 2110, Таврия, Ланос Л-1300
Маркировка свечей | Изготовитель |
А17ДВ-10 | АО "ЭЗАС", Россия; НПП ДРК "Супер", Украина, ПО "Электрокерамика", Украина |
А17ДВР | АО "ЭЗАС", Россия; НПП ДРК "Супер", Украина |
W7DC | "Bosch" |
W7DP | "Bosch" |
WR7DC | "Bosch" |
WR7DP | "Bosch" |
C43XLS | "AC Delco" |
C42XLS | "AC Delco" |
CR42XLS | "AC Delco" |
N9Y | "Champion" |
N9YCC | "Champion" |
RN9YC | "Champion" |
RN9YCC | "Champion" |
FE65P | "KLG" |
FE65CPR | "KLG" |
L15YC | "Brisk" |
LR15YC | "Brisk" |
Как очистить свечи зажигания в гаражных условиях
Очистить свечи зажигания в гаражных условиях можно при помощи приспособления, показанного на рис. 19. Заполнив трубку 2 сухим речным песком или специальным шлифовочным порошком и резко её встряхивая, можно очистить свечу за 15-20 минут.
Рис. 19. Приспособление для очистки свечей зажигания: 1 - втулке с резьбой под свечу; 2 - трубка; 3 - заглушка