Для автомобилей ВАЗ 2108/09, ВАЗ 2110/2111
Для проверки на автомобиле момента зажигания имеется шкала в люке картера сцепления и метка на маховике. Одно деление шкалы соответствует 1° поворота коленчатого вала. При совмещении метки на маховике со средним (длинным) делением шкалы поршни первого и четвёртого цилиндров находятся в в.м.т.
Проверить и отрегулировать момент зажигания можно при помощи стробоскопа:
- соединить зажим "+" стробоскопа с клеммой "+" аккумуляторной батареи, зажим массы - с клеммой аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоединить к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра;
- запустить двигатель и направить мигающий поток света в люк картера сцепления.
Если момент зажигания установлен правильно, то при х.х. двигателя положение метка 2 (см. рис. 15) будет располагаться напротив средней (длинной) метки шкалы, или не доходить до неё на одно деление (по ходу вращения маховика).
Рис. 15. Люк в картере сцепления: 1 - шкала; 2 - метка на маховике; 3 - маховик
При большем расхождении меток нужно остановить двигатель и, ослабив гайки, повернуть корпус "трамблёра" по часовой стрелке (для увеличения угла опережения зажигания) или против часовой стрелки (для уменьшения угла опережения зажигания). Поворот на одно деление корпуса "трамблёра" соответствует изменению угла опережения зажигания примерно на 5°.
Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина АИ - 95 (в скобках для бензина АИ - 91), град.
Для двигателя 2108 | 1±1 (-1±1) |
Для двигателя 21081 | 6±1 (1±1) |
Для двигателя 21083 | 4±1 (1±1) |
Для ЗАЗ-1102 "Таврия" и её модификации
Операция установки момента зажигания аналогична установке на автомобилях ВАЗ.
Если момент зажигания установлен правильно, то при освещении лампой стробоскопа шкива коленчатого вала его метка 1 будет совпадать с меткой 2 (М3) на наружном кожухе 3 плоскозубчатого ремня. При этом "бегунок" "трамблёра" должен находиться против контакта крышки, соединённого с проводом, идущим к свече зажигания 1-го цилиндра.
Рис. 16. Метки установки момента зажигания ЗАЗ-1102 "Таврия" и её модификаций: 1 - метка (выступ) на шкиве коленчатого вала; 2 - Метка М3; 3 - наружный кожух плоскозубого ремня
Начальный угол опережения зажигания 5° до ВМТ хода сжатия.
После каждой регулировки установки момента зажигания необходимо проверить его оптимальность в движении автомобиля с хорошо прогретым двигателем.
Рис. 17. Проверка совпадения установочных меток на шкиве распределительного вала и задней защитной крышке зубчатого ремня
При скорости автомобиля 50-60 км/ч резко нажать на педаль "газа". В этот момент на короткое время (1-3 с) должен появиться лёгкий детонационный стук. Если через 1-3 секунды стук не прекратится, то, значит, установлен ранний момент зажигания, если стука вообще нет, - поздний момент зажигания. При раннем моменте зажигания (сильной детонации) корпус "трамблёра" повернуть по часовой стрелке (в сторону "-"), а при позднем моменте зажигания (отсутствии детонации) - против часовой стрелки (в сторону "+"). Когда корректировка закончена, снова проверьте оптимальность момента зажигания при движении автомобиля.
Рис. 18. Проверка совпадения установочных меток на шкиве коленчатого вала и крышке масляного насоса
Для ВАЗ 1111, 11113
Операция установки момента зажигания аналогична установке на автомобилях ВАЗ.
Угол опережения до ВМТ при частоте вращения коленчатого вала 820-900 мин-1 должен быть в пределах 1°±1°.
Для проверки момента зажигания имеется шкала в люке картера сцепления и метка на маховике. Одно деление шкалы соответствует 2° поворота коленчатого вала. При совмещении метки на маховике со средним (длинным) делением шкалы поршни двигателя находятся в ВМТ.