Тонкий слой грязно-жёлтого или светло-коричневого нагара - двигатель и свечи в нормальном состоянии.
Нагар имеет слишком большую толщину - свеча по своим характеристикам, точнее - по величине калильного числа не соответствует условиям эксплуатации двигателя. Возможно также, что двигатель длительно работал на холостых оборотах, регулярно не прогревался до рабочих температур или в бензобак постоянно заливали не качественное топливо.
Матово-чёрный нагар говорит о работе двигателя на богатой смеси, позднем зажигании. Возможно, пришло время подумать о замене воздушного фильтра.
Нагар чёрный, маслянистый - скорее всего свеча "забрасывается" маслом, которое прорывается в камеру сгорания через изношенные поршневые кольца, направляющие втулки или маслосъёмные колпачки клапанов. Не исключено, что свеча слишком "холодная" для двигателя и условий его эксплуатации.
Иногда свечи замасливаются во время обкатки нового или капитально отремонтированного двигателя. В этих случаях следует подождать, возможно, через некоторое время проблема решится сама собой.
Электроды выгорели или оплавлены, конус изолятора центрального электрода разрушен (сначала это может проявиться в виде небольшой трещины) - "поработало" калильное зажигание, а то и детонация. Причины следует искать в неправильной установке зажигания (угол опережения - ранний), неисправности распределителя, чрезмерном обеднении рабочей смеси, "хроническом" перегреве двигателя, применении не качественного бензина с заниженным октановым числом. Возможно, что свеча оказалась для двигателя чересчур "горячей".