Большинство электрических цепей включаются или готовятся к включению выключателем зажигания, Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, сигнала торможения, прикуривателя, плафона освещения салона автомобиля, штепсельной розетки для переносной лампы и цепь питания аварийной сигнализации.
На автомобилях ГАЗ, ВАЗ, «Москвич», Иж установлены выключатели зажигания поворотного типа с противоугонным устройством — механизмом блокировки рулевого вала (см. табл. 7.1). Выключатели зажигания крепятся к рулевой колонке. Основные механизмы выключателя зажигания — контактная часть и механизм запирания. Материал контактов — серебро. Контакты — самоочищающиеся. Для разгрузки контактов выключателя применены (кроме ВАЗ-2106) разгрузочные электромагнитные реле (см. гл. 5).
Конструктивные элементы, схемы коммутации, расположение и маркировка выводов некоторых замков зажигания показаны на рис. 7.1...7.5.
Ключ выключателя зажигания может быть повернут в одно из четырех (на автомобилях ВАЗ-2110 и их модификациях — в одно из трех) положений (рис. 7.6):
- III — зажигание выключено, а при вынутом ключе включено противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства необходимо вставить ключ в выключатель зажигания и, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение 0;
- 0 — зажигание выключено;
- I — зажигание включено;
- II — включены зажигание и стартер с автоматическим возвращением в положение I.
Положения ключа и коммутация цепей выключателя зажигания автомобилей ВАЗ-2110, -2111 и -2112 приведены в табл. 7.3.
Выключатели зажигания (на всех рассматриваемых автомобилях, кроме ВАЗ-2106 и -2107) снабжены блокировкой от повторного включения стартера при работающем двигателе. Повторное включение стартера возможно только после возврата ключа из положения II в положение 0.
Рис. 7.1. Выключатель зажигания 2108.3704005-40: 1 - скоба; 2 - корпус; 3 - контактная часть; 4 - облицовка; 5 - замок
Рис. 7.2. Выключатели зажигания 2101.3704000 и 2108.3704005-80: а - устройство выключателя зажигания 2101.3704000: 1 - выступ для установки выключателя; 2 - запорный стержень противоугонного устройства; 3 - корпус; 4 - контактная часть; 5 - стопорное кольцо; б - схемы коммутации выключателей зажигания: 1 - 2101.3704000; 2 - 2108.3704005-80; в - расположение и маркировка выводов выключателей зажигания: 1 - 2101.3704000; 2 - 2108.3704005-80; г - механизм выключателя зажигания: 1 - запорная пластина; 2 - пружина; 3 - верхний фиксатор; 4 - нижний фиксатор; 5 - ключ зажигания
Рис. 7.3. Выключатель зажигания KZB13: 1 - скоба крепления выключателя зажигания к рулевой колонке; 2 - корпус; 3 Контактная часть; 4 - облицовка; 5 - замок; А - отверстие для фиксирующего штифта; Б - фиксирующий штифт
Рис. 7.4. Схема соединений выключателей зажигания KZS13 и 2108.3704005-40 с реле зажигания: 1 - реле зажигания; 2 - соединительная колодка; 3 - выключатель зажигания
Рис. 7.5. Схемы коммутации, расположение и маркировка выводов выключателей зажигания: а - 15.3704; б - 2105.3704100; в - 2108.3704005-40
Рис. 7.6 Положений выключателя зажигания, стартера и противоугонного устройства: 0 - все выключено. ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено; I - включено зажигание, ключ не вынимается; II - включено зажигание и стартер, ключ не вынимается; III - зажигание выключено, при вынутом ключе включено противоугонное устройство