Реле представляет собой электромагнитный аппарат с одной или несколькими парами контактов, управляемых электромагнитом, потребляющим ток небольшой силы.
В случае, когда цепь управления содержит реле, контакты выключателя или переключателя изнашиваются меньше. Кроме того, для монтажа элементов такой цепи могут быть использованы провода мены лето диаметра.
По конструктивному исполнению электромагнитные реле подразделяют на три группы: обычные, малогабаритные и специальные. На легковых автомобилях наибольшее распространение получили малогабаритные реле. Устройство типового малогабаритного электромагнитного реле представлено на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Электромагнитное реле: 1 - обмотка; 2 - сердечник; 3 - ярмо; 4 - пружина; 5 - якорь; в - контакты; 7 - крышка
Современные реле характеризуются малым содержанием серебра в контактах и могут иметь витые или пластинчатые пружины. Для установки на печатные платы выпускается специальная модификация реле, допускающая распайку выводов прямо на печатных платах.
Реле на автомобилях применяются для включения стартера, звукового сигнала, дальнего и ближнего света фар, электродвигателей отопителя, очистителей фар, вентилятора системы охлаждения, элемента обогрева заднего стекла, отключения обмотки возбуждения генератора, в системах охранной сигнализации и др. Реле-прерыватели применяются в схемах контрольной лампы стояночного тормоза, стеклоочистителя, системы световой сигнализации и т.д.
По схеме коммутации реле подразделяются на замыкающие, размыкающие и переключающие. Кроме того, реле отличаются режимом работы: он продолжительный или кратковременный. Срок службы реле в зависимости от рабочего напряжения составляет от 25 до 200 тыс. включений или от 100 до 300 тыс. км пробега автомобиля. Для удобства монтажа и замены на современных автомобилях реле имеют стандартные выводы и могут устанавливаться в единых блоках вместе с предохранителями.
В схемах электрооборудования легковых автомобилей также нашли применение комбинированные устройства, сочетающие в себе электронное управляющее реле и электромагнитное исполнительное реле.
Для включения потребителей большой мощности применяют контакторы (рис.5.3), сила номинального тока которых составляет 50...150 А. Автомобильные контакторы имеют магнитную систему соленоидного (втяжного) типа. Управление электромагнитом контактора осуществляется двумя катушками (обмотками): втягивающей КМ1 кратковременного режима работы и удерживающем КМ2 длительного режима работы. В первоначальный момент при замыкании силовых контактов К1:1 работает только втягивающая обмотка, удерживающая обмотка отключена (шунтируется замкнутыми контактами КМ 1:1). Далее, при срабатывании втягивающей обмотки, контакты КМ1:1 размыкаются. Удерживающая обмотка подключается последовательно втягивающей, в результате чего токовая нагрузка на последнюю снижается.
Рис. 5.3. Схема электромагнитного контактора
Основными техническими характеристиками реле являются сила тока нагрузки, напряжение срабатывания и напряжение отпускания.
Технические характеристики и применяемость различных электромагнитных реле отечественных легковых автомобилей приведены в табл. 5.2.