- информирует водителя о том, что в системе управления двигателем возникла неисправность;
- выдает диагностические коды, хранящиеся в памяти блока управления, чтобы помочь специалисту найти неисправность.
При включении зажигания контрольная лампа вспыхивает на 0,6 с и гаснет Если лампа не гаснет или загорается при работающем двигателе, нужно провести диагностику ЭСУД. Для этого переведите блок управления в режим самодиагностики в такой последовательности:
- отсоедините клеммы проводов от выводов аккумуляторной батареи на 10...15 с;
- подсоедините клеммы проводов к аккумуляторной батарее, пустите двигатель и через 30...60 с работы на холостом ходу (педаль газа не нажимать) заглушите его;
- соедините перемычкой из провода выводы «10» и «12» колодки диагностики (рис. 4.21), которая установлена в моторном отсеке на щитке передка с правой стороны;
- включите зажигание.
Рис. 4.21. Диагностический разъем: 1 - разъем; 2 - перемычка (дополнительный провод)
После перечисленных операций контрольная лампа должна вспышками высветить три раза подряд код 12. Это должно происходить в таком порядке: вспышка, пауза (1...2 с), вспышка, вспышка, длинная пауза (3...4 с) и повторение комбинации с начала. Код 12 говорит о том, что работает система диагностики контроллера. Если код 12 не высвечивается, то имеются неполадки в самой системе диагностики, После высвечивания кода 12 контрольная лампа аналогичными чередованиями вспышек и пауз трижды высвечивает коды неисправностей, если они имеются в памяти контроллера. Если контроллер зафиксировал более одного кода неисправностей, то каждый код высвечивается три раза. Если неисправностей нет, система самодиагностики продолжает высвечивать код 12.
После окончания ремонта или с целью проверки, не возникает ли неисправность снова, коды из памяти контроллера стирают, отключив питание блока управления не менее чем на 10 с. Питание может быть отключено отсоединением клеммы «минусового» провода от вывода «-» аккумуляторной батареи или удалением предохранителя защиты блока управления из блока предохранителей.
После подключения контроллера в его памяти в течение двух часов будет сохраняться код «62», что не является неисправностью.
В системе впрыска возможно возникновение большого числа неисправностей не только датчиков, но и других элементов ЭСУД. В табл. 4.6 приведены лишь коды неисправностей датчиков. Поиск и устранение неисправностей ЭСУД целесообразно выполнять с помощью специального диагностического прибора DST-2 и диагностических карт, описанных в руководствах по ремонту систем комплексного управления двигателями. Вместе с тем, первичная оценка исправности датчиков и их проверка может быть выполнена с помощью обычных электроизмерительных приборов.
Таблица 4.6. Диагностические коды неисправностей комплексной системы управлений
Код | Неисправность |
12 | Начато работы блока в режиме самодиагностики |
13 | Низкий уровень Сигнала датчика массового расхода воздуха |
14 | Высокий сигнал датчика массового расхода воздуха |
17 | Низкий уровень сигнала датчика температуры воздуха |
16 | Высокий уровень сигнала датчика температуры воздуха |
21 | Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
22 | Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
23 | Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
24 | Высокий уровень сигнала датчике положения дроссельной заслонки |
53 | Неисправность датчика положения коленчатого вала |
54 | Неисправность датчика положения распределительного вала |
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости 19.3828. При появлении в ходе диагностирования кодов 21 (низкий уровень си жала датчика температуры охлаждающей жидкости) или 22 (высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости) соберите схему проверки датчика, показанную на рис. 4.22. Установите с помощью резистора 1 ток в цепи 1...1,5 мА. Вольтметр 4 должен показывать напряжение 2,96...3,02 В при температуре +25°С. При температуре +90°С напряжение должно быть в пределах 3,6...3.7 В.
Рис. 4.22. Схема проверки датчика температуры: 1 - переменный резистор 10 кОм; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - вольтметр; 4 - миллиамперметр; 5 - датчик
Датчик также можно проверить, измеряя его сопротивление. Для этого подсоедините «+» мультиметра к выводу 1 колодки датчика, а затем измерьте сопротивление между выводами 1 и 2 датчика. При температуре 15...20°С сопротивление датчика должно быть около 43 кОм.
Признаки неисправности и проверка датчика массового расхода воздуха ИВКШ 407282000 (Россия) или HLM2-4.7 0280212014 Bosch (Германия). При неисправности датчика или его цепей затруднен пуск двигателя, снижается его мощность, увеличивается расход топлива, возрастает концентрация CO в отработавших газах. В этом случае блок управления переходит на резервный режим работы, сдвигая угол опережения зажигания на 10...12° в сторону запаздывания. Исправность датчика можно проверить с помощью схемы, показанной на рис. 4.23. При подключении батареи вольтметр 5 должен показывать 1,3...1,4 В, а при кратковременном включении выключателя 3 - примерно 8 В. Датчик неремонтопригоден и подлежит замене, если показания вольтметра 5 отличаются от указанных выше.
Рис. 4.23. Схема проверки датчика массового расхода воздуха: 1 - штекерный разном датчика; 2 - платиновая нить; 3 - выключатель; 4 - аккумуляторная батарея; 5 - вольтметр
Для замены датчика отсоедините клеммы проводов от выводов аккумуляторной батареи, отсоедините колодку проводов от датчика, ослабьте хомуты, отсоедините воздухоподводящие шланги и снимите датчик. Новый датчик устанавливается в обратной последовательности.
Признаки неисправности и проверка датчика положения дроссельной заслонки DKG.1 0280122001 (Германия) или НРК1-8 (Россия). При неисправности датчика двигатель теряет мощность, при разгоне автомобиля чувствуются рывки и провалы, работа на холостом ходу неустойчива. Долгая езда с этой неисправностью, особенно при полностью нажатой педали газа опасна для двигателя, так как вызывает детонацию и перегрев. Проверка датчика заключается в измерении его сопротивления. Между выводами 1 и 2 оно должно быть равно 2 кОм; между выводами 2 и 3 в одном крайнем положении - 700...1380 Ом, a s другом крайнем положении - 2600 Ом. Неисправный датчик подлежит замене.
Признаки неисправности и проверка датчика положения коленчатого вала 406.3847113 (Россия) или DG-6 0261210006 или 026120113 (Германия). При выходе из строя датчика положения коленчатого вала, его электрических соединений или диска синхронизации прекращается работа системы зажигания и двигатель не пускается. Если неисправность возникла при работе двигателя, он останавливается. Код данной неисправности - 53. Перед проверкой датчика предварительно проверьте сопротивление высоковольтных проводов (оно должно быть не ниже 2 кОм) и наконечников свечей (около 5 кОм). Датчик можно проверить, подсоедините к нему вольтметр и поднося к его торцу отвертку. На поднесение отвертки исправный датчик должен реагировать скачком напряжения. Исправность датчика можно также проверить измерением его сопротивления. Оно должно быть в пределах 850...900 Ом. Зазор между сердечником датчика и зубьями диска синхронизации должен быть в пределах 1...1,5 мм.
Неисправность датчика может быть вызвана намагничиванием диска синхронизации. Определить намагниченность диска можно, проведя легкой стальной пластиной рядом с зубьями диска. Если пластина притягивается к диску, его нужно заменить.
Признаки неисправности и проверка датчика положения распределительного вала 406.3847006 или 406.3847050 (Россия) или PG-3.1 0232103006 (Германия). При неисправности датчика положения распределительного вала резко возрастает расход топлива: блок управления переходит на резервный режим — попарно-параллельную подачу топлива, когда каждая форсунка срабатывает в два раза чаще. Кроме того, при неисправности датчика могут происходить обои в работе системы диагностики.
Для проверки датчика соберите схему, показанную на рис. 4.24. При перемещении металлической пластины 6 вблизи торца датчика светодиод 5 должен загораться.
Рис. 4.24. Схема проверки датчика положения распределительного вала: 1 - датчик; 2 - штекерная колодка датчика; 3 - резистор 0.5...0,6 кОм; 4 - аккумуляторная батарея; 5 - светодиод Ал307; 6 - металлическая пластина
Проверка работоспособности датчиков детонации может быть проведена так же, как и на автомобилях с микропроцессорными системами зажигания (см. гл. 3).