Иногда после выключения зажигания стартер продолжает вращать коленчатый вал. Такая ситуация возникает, когда неисправен выключатель зажигания (или спекаются контакты тягового реле). В этом случае надо немедленно остановить стартер, отсоединив клемму «минусового» провода от вывода «-» аккумуляторной батареи. Если невыключение стартера является следствием неисправности (замыкания выводов) выключателя зажигания, го нужно снять провода С выводов «30» и «50», подключить аккумуляторную батарею и осуществить пуск двигателя кратковременным соединением наконечников снятых проводов.
У выключателя зажигания проверяют правильность замыкания контактов при различных положениях ключа (см. рис. 7.1...7.4, 7.7; табл. 7.3), а также работа противоугонного и блокировочного (от повторного включения стартера при работающем двигателе) устройств. Для проверки правильности замыкания контактов к каждому из выводов следует поочередно подключить провод контрольной лампы, а второй ее провод соединить с «массой» автомобиля. Таким же образом следует проверить вывод «30», к которому подводится напряжение от аккумуляторной батареи и генератора на всех рассматриваемых автомобилях.
Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение «III» — стоянка («0» на автомобилях семейства ВАЗ-2110) и утапливаться после поворота ключа в положение «I» — зажигание. Ключ должен выниматься из замка только в положении «III» («0» — на автомобилях семейства ВАЗ-2110).
Блокировочное устройство не должно допускать поворота ключа из положения «I» (зажигание) в положение «II» (стартер). Такой поворот должен быть возможен только после предварительного возвращения ключа в положение «0» на всех автомобилях.
Ремонт выключателя зажигания. Для ремонта выключателя зажигания его нужно снять и разобрать. Последовательность разборки (сборки) различных моделей выключателем зажигания несколько отличается друг от друга.
Выключатель зажигания с контактной частью, расположенной внутри корпуса (см. рис. 7.3), снимаем и разбираем в следующей последовательности:
- отсоединяем клемму «минусового» провода от вывода «-» аккумуляторной батареи;
- снимаем облицовочный кожух вала рулевого механизма;
- отсоединяем колодку провода выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов;
- вставляем ключ в замок выключателя зажигания и поворачиваем его в положение «О»;
- отворачиваем болты крепления скобы выключателя, снимаем ее и выключатель;
- отсоединяем провода от колодки выключателя;
- отвернув винт крепления замка и утопив фиксирующий штифт, вынимаем замок с контактной частью из корпуса;
- отворачиваем винт крепления, отсоединяем контактную часть и снимаем пластмассовую облицовку.
Для разборки выключателей с контактной частью снаружи корпуса (типа 2108.3704005-40, 2108.3704005-80) достаточно отвернуть один винт, после чего от корпуса 2 (см. рис. 7.1) выключателя отсоединить облицовку 4 и контактную часть 3.
Для снятия контактной части выключателей зажигания типа 2101.3704 (см. рис. 7.2, а) необходимо удалить стопорное кольцо, удерживающее контактную часть в корпусе выключателя.
Собираем и устанавливаем выключатели зажигания в обратной последовательности.
Окисление или повреждение контактов выключателя зажигания можно устранить, разобрав выключатель и зачистив (или заменив) контактную группу. При выработке или оплавлении пластмассового выступа контактной части выключателя его можно временно восстановить, нарезав несколько мелких кусочков полиэтилена, положив их на поврежденную часть и разогрев паяльником. После отверждения выступ следует обработать напильником. Восстановить выступ можно и другим способом. Выполняем в выступе отверстие диаметром около 2 мм, нарезаем в нем резьбу и вворачиваем винт с полукруглой головкой. При заворачивании винт не должен соприкоснуться с металлической осью кулачка - при этом произойдет замыкание кулачка на «массу». Чтобы этого не произошло, следует заполнить пространство между винтом и осью изолирующим материалом, например, резиной или пластмассой.
Если выводы выключателя зажигания шатаются, то их можно закрепить, нанеся между основой и выводом несколько капель эпоксидной смолы.
При износе фиксаторов замка выключателя зажигания ключ зажигания поворачивается в выключателе с трудом и нечетко. Чтобы восстановить хорошую работу выключателя, можно снять его с автомобиля, разобрать и закрепить замочный механизм запорном пластиной 1 (см. рис. 7.2, г) вверх. Потом следует осторожно снять запорную пластину, чтобы не вылетели пружины 2, извлечь фиксаторы из их гнезд и перевернуть нижние фиксаторы 4 так, чтобы к ключу 5 были обращены их неизношенные торцы (см. рис. 7.2, г, А-А).