Проверить работу датчиков БСЗ можно непосредственно на автомобиле при их совместной работе с другими элементами в ходе проверки системы в целом. В связи с этим необходимо отметить три важные особенности поиска неисправностей в бесконтактной системе зажигания.
Рис. 3.25. Дополнительные устройства для проверки бесконтактной системы зажигания: а - переходной разъем с вольтметром; б - разрядник; 1 - датчик-распределитель; 2 - вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 1 кОм; 3 разъем датчика-распределителя: 4 - переходная штекерная колодка; 5, 6 - электроды; 7 - основание из изолирующего материала; 8 - стойка
Во-первых, для проверки высоковольтной части системы нужно изготовить простейший разрядник (рис. 3.25, б) с зазором в 7-10 мм между электродами. Разрядник необходим для того, чтобы исключить выход из строя электронных элементов системы зажигания при проверке «на искру», что может произойти при зазорах между высоковольтными (свечными) проводами и «массой» больше 10 мм. Кроме того, если держать высоковольтные провода руками, то не избежать неприятных ощущений в момент искрообразования, поскольку энергия искры в бесконтактной системе зажигания примерно в полтора раза выше, чем в контактной.
Во-вторых, для проверки цепей системы целесообразно использовать тестер. Контрольной лампой можно пользоваться лишь при проверке контактных соединений. Диагностирование датчика-распределителя с помощью контрольной лампы вообще недопустимо, поскольку ее малое внутреннее сопротивление может быть причиной выхода из строя датчика. Тестер в большинстве случаев используется в режиме вольтметра постоянного тока (V), и только при проверке первичной обмотки катушки зажигания и резистора ротора распределителя тестер переключается в режим омметра (О). Можно, кроме того, для проверки датчика-распре делителя изготовить переходную колодку с вольтметром (рис. 3.25, а).
В-третьих, при диагностировании системы зажигания все ее элементы и провода следует отсоединять только при выключенном зажигании.
При неполадках системы зажигания и предположении, что причиной их возникновения является неисправный датчик-распределитель, целесообразно для повышения достоверности диагностики первоначально проверить датчик непосредственно на автомобиле совместно с другими элементами системы. При этом могут потребоваться тестер, контрольная лампа, стробоскоп, набор щупов для проверки величины зазора между электродами свечей зажигания, переходный разъем с вольтметром (рис. 3.25, а), разрядник (рис. 3.25, б). Поиск неисправностей может проводиться по схемам, приведенным на рис. 3.26.
Открыть большую картинку в новом окне »
Рис. 3.26. Схемы поиска неисправностей, если двигатель не пускается: а - автомобили ГАЗ; б - ВАЗ; в - «Москвич»
Проверка и ремонт датчиков момента искрообразования
Проверка и ремонт магнитоэлектрического датчика генераторного типа. Прежде всего необходимо выполнить внешний осмотр: снять крышку и ротор распределителя и осмотреть датчик, обращая внимание на крепление деталей и отсутствие люфтов. Проверить работоспособность датчика можно с помощью тестера в режиме вольтметра переменного тока. Для проверки подключаем тестер между выводом датчика и корпусом (при отсоединенном от вывода датчика проводе низкого напряжения). Включаем стартер, при этом вольтметр должен показывать напряжение не менее 2 В.
Ремонт датчика заключается в замене изношенных или неисправных деталей с обязательной последующей регулировкой датчика и системы зажигания в целом. Для замены узлов магнитоэлектрического датчика необходимо снять и разобрать датчик-распределитель.
Разборка, сборка и установка датчика-распределителя 19.3706 автомобилей ГАЗ выполняется в такой последовательности:
- снимаем крышку, бегунок (ротор) распределителя и отсоединяем провод низкого напряжения;
- отворачиваем винты крепления и снимаем статор датчика;
- снимаем войлочный фильц, отворачиваем винт крепления и снимаем ротор датчика;
- отворачиваем винты и снимаем опору статора с подшипником.
При необходимости снимаем пружину, подвижную пластину, стопорное кольцо, штифт муфты валика и сам валик.
Осматриваем снятые узлы и детали, проверяем сопротивление обмотки статора датчика (оно должно быть в пределах 280...470 Ом), люфты ротора на валике (не более 0,2 мм) и подшипника опоры статора (люфт не допускается), радиального люфта валика (не более 0,2 мм), а также отсутствие износа шипа муфты валика и заклинивания грузиков на осях. После замены изношенных или неисправных узлов или деталей собираем датчик-распределитель в последовательности, обратной разборке, и смазываем все трущиеся соединения смазкой «Циатим-201» или № 158. На фильц наносим 1...2 капли моторного масла. Продольный люфт валика и ротора при сборке регулируем в пределах 0,05...0,2 мм с помощью регулировочных шайб. После сборки датчик-распределитель желательно проверить на специализированном стенде для проверки распределителей (например, на стенде К295). После установки на двигатель проверяем и при необходимости регулируем момент зажигания.
Проверка и ремонт датчиков Холла, После обязательного внешнего осмотра проверить работоспособность датчика можно с помощью индикатора, собранного по схеме (рис. 3.27, а). Подключаем колодку 8 индикатора к колодке датчика-распределителя и соединяем клеммы индикатора с источником питания 12 В. Если при вращении вала датчика-распределителя от руки контрольная лампа 1 будет мигать, то датчик исправен.
Рис. 3.27. Проверка датчика Холла:
а - с помощью индикатора: 1 - контрольная лампа А12 3 Вт, 2 - транзистор KT816Б или КТ814Б; 3, 9 - резистор МЛТ910 См; 4 - резистор МЛТ330 Ом; 5 - стабилитрон Д814Д; 6 - конденсатор КЛС1 6800; 7 - конденсатор К53-14 2.2 МКх20В; 8 - разъем;
б - вольтметром: 1 - датчик-распределитель; 2 - резистор 2 кОм; 3 - вольтметр; 4 - разъем датчика-распределителя;
в - осциллографом: 1 - разъем датчика-распределителя; 2 - датчик Холла; 3 - ротор; 4 - резистор; 5 - осциллограф
Более точно датчик можно проверить с помощью вольтметра, подключенного по схеме, приведенной на рис. 3.27, б: подключаем батарею, резистор 2...3 кОм и при вращении вала /датчика снимаем показания вольтметра. Верхний уровень импульса должен быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания, а нижний - не превышать 0,4 В.
Рис. 3.28. Осциллограмма изменения выходного напряжения датчика Холла
Полную картину работы датчика дает осциллограф, подключенный по схеме рис. 3.27, в. Проверка датчика сводится к наблюдениям на экране осциллографа импульсов датчика при вращении ротора и измерению параметров этих импульсов. Вращать ротор 3 датчика-распределителя можно рукой или с помощью электродвигателя. Во втором случае к выводам колодки 1 датчика 2 подключаем источник питания постоянного тока напряжением 9...14 В и осциллограф 5. Между выводом «+» и средним выводом подключаем резистор 4 сопротивления 10 кОм. Включаем электродвигатель и на различных частотах вращения якоря электродвигателя на экране осциллографа наблюдаем импульсы, вырабатываемые датчиком. Форма импульса должна соответствовать изображенной на рис. 3.28. Время включения tвкл и tвыкл выключения должно быть не более 0,5 мкс. Верхний уровень импульса должен быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания, а нижний - не должен превышать 0,4 В, Скважность импульса Q должна быть в пределах 3±25%:
Q = Ти / То,
где Ти - период следования импульсов; То - длительность логического нуля,
Нарушение параметров выходного сигнала и увеличение скважности импульса вызывают нарушение работы транзисторного коммутатора и перебои в работе двигателя. Из-за увеличения скважности происходит перегрев коммутатора и катушки зажигания, а из-за уменьшения - пропуски искрообразования. В случае отсутствия выходного сигнала необходимой формы на экране осциллографа или нарушения его параметров датчик Холла подлежит замене.
Необходимо учитывать, что измерения длительности времени включения tвкл и времени выключения tвыкл можно производить только на чувствительных осциллографах, на других же импульс имеет почти прямоугольную форму, что затрудняет определение параметров датчика, но дает возможность проверить его работоспособность.
Снятие, разборка, сборка и установка датчиков-распределителей автомобилей ВАЗ. Для снятия датчика-распределителя 40.3706 отсоединяем клемму «минусового» провода от вывода «-» аккумуляторной батареи, затем, вращая коленчатый вал за болт крепления шкива, поворачиваем его до совмещения метки на маховике со средним делением шкалы (рис. 3.29). При этом поршень первого цилиндра (считая от передней части двигателя) находится в верхней мертвой точке в конце такта сжатия и оба (впускной и выпускной) клапана закрыты. Отсоединяем от датчика-распределителя колодку проводов и трубку подвода разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания. Отворачиваем гайки крепления и снимаем кронштейн крепления высоковольтных проводов и датчик-распределитель.
Рис. 3.29 Установочные элементы датчика-распределителя 40.3706: а - метки для установки момента зажигания; б - установка датчика-распределителя (стрелкой показан установочный выступ на корпусе вспомогательных агрегатов); 1 - шкала; 2 -метка на маховике
Разбираем датчик-распределитель в следующем порядке (см. рис. 3.11):
- снимаем крышку 17, ротор 18 и защитный экран 19;
- отсоединяем тягу вакуумного регулятора 4 от опорном пластины 23 датчика, отворачиваем винты крепления и снимаем вакуумный регулятор 3;
- отворачиваем винты крепления и снимаем опорную пластину 23 в сборе с датчиком Холла и держателем 22;
- снимаем пружину с муфты 1, извлекаем (выбиваем) штифт и снимаем с валика муфту и регулировочные шайбы;
- вынимаем из корпуса 2 валик 14 с центробежным регулятором и шайбами.
Собираем датчик-распределитель в обратной последовательности. Осевой свободный ход валика (не более 0,35 мм) устанавливаем подбором регулировочных шайб.
Аналогично снимаем, разбираем и собираем датчики-распределители моделей 38.3706 и 54.3706.
Проверка и ремонт датчиков-регуляторов угла опережения зажигания
Для проверки датчиков-регуляторов угла опережения зажигания необходимо знать диапазоны их регулирования (рис. 3.30). Перед проверкой датчиков-регуляторов необходимо проверить и отрегулировать начальный угол зажигания.
Рис. 3.30. Характеристики центробежного (а) и вакуумного (б) регуляторов датчика-распределителя 40.37066
Проверка и регулировка центробежного регулятора опережения зажигания, Работу центробежного регулятора проверяют с помощью стробоскопа и тахометра. Если регулятор проверяется непосредственно на автомобиле, то на шкиве коленчатого вала должна быть соответствующая шкала. Шкалу можно сделать самостоятельно в виде бумажной полоски с несколькими метками градусов поворота коленчатого вала. Метки наносятся в результате расчетов, при этом используются расстояния между имеющимися метками на шкиве. Например, в автомобилях ВАЗ расстояние между метками в W( поворота коленчатого вала двигателя равно 13 мм. Откладывая на бумажной полоске это расстояние, наносим метки: 10°, 20°, 30° и 40°. Кроме того, не представляет труда нанести метки в 15°, 25°, 35°. Полученная шкала приклеивается на шкив, начиная от метки начального угла искрообразования по часовой стрелке.
Снятие характеристик центробежного автомата проводится следующим образом. Отсоединяем шланг вакуумного регулятора и пускаем двигатель. По тахометру устанавливаем частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу. При освещении лампой стробоскопа по метке на бумажной шкале, «остановившейся» около указателя (метки, штифта), определяем угол опережения зажигания для установленной частоты вращения коленчатого вала. Повторяем проверку при других частотах вращения (обычно с интервалом в 500 мин-1). Результаты измерений сравниваем с характеристиками, приведенными в руководствах по автомобилю (для датчика-распределителя 40.3706 графики приведены на рис. 3.30).
В датчике-распределителе 40.3706 пружина из проволоки меньшего диаметра корректирует угол опережения зажигания при частоте вращения валика распределителя до 1000 мин а при больших частотах вращения валика распределителя угол опережения зажигания регулирует пружина из проволоки большего диаметра.
Если центробежный регулятор начинает работать при меньшем значении частоты вращения коленчатого вала, чем минимальное (см. рис. 3.30), необходимо, подгибая стойку, усилить натяжение слабой пружины.
Если центробежный регулятор обеспечивает максимальный угол опережения зажигания на меньшей частоте вращения коленчатого вала, чем указано на графике, то нужно увеличить натяжение сильной пружины.
Натяжение пружин можно регулировать, не снимая датчик-распределитель с двигателя, - через окно в корпусе датчика-распределителя (рис. 3.31). Если перемещение метки недостаточно, проверяем и при необходимости восстанавливаем свободу перемещения грузиков на осях.
Рис 3.31. Доступ к центробежному регулятору распределителя 40.3706 на «Самаре»
Во всех случаях, когда полученные значения угла опережения зажигания не соответствуют графикам (см. рис. 3.30), распределитель нужно проверить на стенде.
Проверка и ремонт вакуумного регулятора опережения зажигания. Проверить вакуумный регулятор можно с помощью стробоскопа, тахометра, вакуумметра или вакуумного насоса с вакуумметром. Перед проверкой вакуумного регулятора обязательно проверяется центробежный регулятор в порядке, указанном выше.
Проверку вакуумного регулятора с помощью вакуумметра выполняем следующим образом. Сначала при заданной частоте вращения коленчатого вала двигателя определяем суммарный (для центробежного и вакуумного регуляторов) угол опережения зажигания по шкале, как описано выше. Затем отсоединяем шланг вакуумного регулятора, подсоединяем к нему вакуумметр, восстанавливаем заданную частоту вращения и определяем величину разрежения. Вычитаем из суммарного угла опережения зажигания угол опережения зажигания центробежного регулятора на данной частоте вращения. Сравниваем полученное значение угла опережения зажигания при измеренном разрежении с графиком (см. рис. 3.30).
Для проверки центробежного регулятора с помощью вакуумметра подключаем вакуумный насос к штуцеру подвода разрежения регулятора, устанавливаем частоту вращения коленчатого вала двигателя равной 2500 мин-1 и определяем угол опережения зажигания, обеспечиваемый центробежным регулятором. Затем устанавливаем величины разрежения в соответствии с графиками (см. рис. 3.30), поддерживая при этом частоту вращения коленчатого вала равной 2500 мин-1. Вычитаем из полученных углов сбережения зажигания значения углов опережения, обеспечиваемых центробежным регулятором, определяем углы опережения зажигания, обеспечиваемые вакуумным регулятором.
Во всех случаях, когда полученные значения угла опережения зажигания не соответствуют графикам (см. рис. 3.30), распределитель нужно проверить на стенде.
Нарушение нормальной работы вакуумного регулятора вызывается потерей герметичности его вакуумной камеры, ослаблением пружины диафрагмы, износом или заклиниванием подшипника и ослаблением крепления винтов регулятора к распределителю.
Герметичность вакуумного регулятора можно проверить с помощью шинного насоса или компрессора. Для этого снятый с распределителя регулятор опускаем в емкость с водой (рис. 3.32) и нагнетаем в его вакуумную камеру давление не более 1 кгс/см2. Пузырьки воздуха покажут место повреждения. Если воздух выходит из-под штуцера, то его нужно подтянуть. Если пузырьки воздуха появляются в месте завальцовки частей корпуса, то стык нужно сначала уплотнить, простучав молотком, а затем для надежности покрыть эпоксидным клеем. Регулятор с поврежденной диафрагмой следует заменить.
Рис. 3.32. Проверка герметичности вакуумного регулятора
Для небольшого увеличения натяжения пружины вакуумного регулятора со штампованной крышкой можно слегка прогнуть крышку регулятора (рис. 3.33).
Рис. 3.33. Регулировка вакуумного регулятора
Заклинивание подшипника можно временно устранить, провернув его наружную обойму на некоторый угол, а затем смазать подшипник. Если это не поможет, то подшипник следует заменить.