Датчик положения коленчатого вала двигателя 406.3847113 (Россия) или DG-G 0261210006 или 026120113 (Германия) ЭСУД автомобилей ГАЗ (рис. 4.4) служит для определения углового положения коленчатого вала двигателя, синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя и определения частоты его вращения. По конструкции и выполняемым функциям датчик аналогичен датчику синхронизации, применяемому в микропроцессорной системе зажигания на автомобилях ГАЗ-2752 (см. гл. 3).
Рис. 4.4. Датчик положения коленчатого вала 026120113: 1 - обмотка датчика; 2 - корпус; 3 - магнит; 4 - уплотнитель; 5 - провод; 6 - кронштейн крепления; 7 - магнитопровод; 8 - диск синхронизации
Датчик положения коленчатого вала установлен в передней части двигателя с правой стороны в приливе передней крышки цепи и работает совместно с зубчатым диском синхронизации, установленным на шкиве коленчатого вала. Датчик имеет гибкий провод, заканчивающийся трехконтактной вилкой.
Датчик положения распределительного вала 406.3847006 или 406.3847050 (Россия) или PG-3.1 0232103006 (Германия) (рис. 4.5) служит для определения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра в такте сжатия. Датчик размещен в приливе головки блока цилиндров (у четвертого цилиндра) со стороны выпускного коллектора и подключается к электрическому жгуту системы управления посредством трехконтактной колодки. Датчик представляет собой электронное устройство, работающее на эффекте Холла. При прохождении металлической пластины. установленной на распределительном валу, у торца датчика, на его выходе появляется сигнал, который подается в блок управления. Блок управления, обрабатывая сигналы датчиков положения коленчатого и распределительного валов, синхронизирует подачу топлива форсунками в соответствии с порядком работы цилиндров.
Рис. 4.5. Датчик положения распределительного вала
При выходе из строя датчика положения распределительного вала блок управления переключается в резервный режим, подавая сигналы управления одновременно на все форсунки. Параметры датчиков приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2. Параметры датчиков положения распределительного вала
Датчик скорости автомобилей БАЗ-2110, -2111, -2112 (рис. 4.6) устанавливается на коробке передач между приводом спидометра и наконечником гибкого вала привода спидометра. Принцип действия и устройство датчика описаны в гл. 1.
Рис. 4.6. Размещение датчика скорости (1) двигателей ВАЗ
Датчик положения коленчатого вала 191.3847 (Россия) или DRG130 (Германия) автомобилей ВАЗ-2110, -2111, -2112 (рис. 4.7) индуктивного типа предназначен для синхронизации работы контроллера с ВМТ поршней первого и четвертого цилиндров и угловым положением коленчатого вала. По принципу действия и устройству датчик аналогичен датчику синхронизации автомобиля ГАЗ-2752 и датчику частоты вращения коленчатого вала автомобилей ВАЗ с микропроцессорной системой зажигания. Контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала по количеству и частоте следования импульсов напряжения переменного тока на выходе датчика, а затем рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и модулем зажигания. Датчик установлен на крышке масляного насоса напротив задающего диска, объединенного со шкивом привода генератора.
Рис. 4.7. Датчик положения коленчатого вала (ВАЗ-2110, -2111, -2112): 1 - корпус; 2 - разъем; 3 - отверстие для крепления; 4 - фланец крепления; 5 - магнитопровод
Установочный зазор между сердечником датчика и зубом задающего диска должен быть в пределах (1±0,2) мм. Параметры датчиков приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.3. Параметры датчиков положения коленчатого вала
Датчик фаз 21.3847 или 2112-3706040 (Россия) или 10456124 (Германия) (рис. 4.8) устанавливается на автомобили ВАЗ-21103, -21113 и -2112 с 16-клапанным двигателем 2112-10 с распределенным последовательным (фазированным) впрыском топлива. Датчик размещен с левой передней стороны головки блока цилиндров. Принцип его действия основан на эффекте Холла. В пазу датчика находится обод стального задающего диска с прорезью. Когда прорезь диска проходит через паз датчика, он выдает на контроллер отрицательный импульс напряжения, соответствующий положению поршня первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. Сигнал датчика используется контроллером для синхронизации впрыска топлива с положением (открытием или закрытием) впускных клапанов. При неисправностях в электрических цепях или собственно датчика контроллер обеспечивает переход системы в режим попарного (нефазированного) впрыска топлива.
Рис. 4.8. Датчик фаз ВАЗ-21103, -2112: а - внешний вид; б - форма выходного сигнала