В предыдущем параграфе приведен ряд примеров размещения форсунок на двигателях. Наиболее целесообразна установка форсунок на коротких литых патрубках впускной трубы (см. рис. 83), обеспечивающая хорошую точность фиксации струи относительно патрубка и позволяющая уменьшить до минимума подогрев форсунок.
Для снижения пульсации топлива в системе шланги форсунок присоединяются непосредственно к корпусу редукционного клапана, который при этом должен занимать центральное положение, чтобы длина шлангов могла быть одинаковой. При установке клапана следует стремиться к тому, чтобы он хорошо обдувался воздухом, а подводящие шланги были удалены от нагретых деталей двигателя.
При компоновке узлов и трубопроводов на двигателе нужно учитывать также, что форсунки должны беспрепятственно сниматься для проверки и легко устанавливаться на двигателе не только в гаражных, но и в дорожных условиях.
Выбор места установки датчика оборотов связан с особенностями конструкции двигателя. В системе впрыска Бош датчик встроен в прерыватель-распределитель системы зажигания. Такое решение требует введения специальной модификации прерывателя-распределителя, отличающейся от серийного изделия. Поэтому в системе ЦНИТА—ГАЗ использован датчик оборотов, выполненный в виде отдельного узла. Привод датчика осуществляется от эксцентрика, предназначенного на карбюраторной модификации двигателя для привода бензонасоса, и сам датчик установлен на фланце для крепления бензонасоса. Смазка подвижных деталей датчика обеспечивается моторным маслом, обильно разбрызгиваемым в картере двигателя. Чтобы масло не проникло к контактам датчика, применяется эластичная разделительная мембрана.
Недостатком такой системы является невозможность изменять момент впрыска.
На двигателе устанавливаются также датчики открытия дроссельной заслонки, датчики температуры воды и масла, а также регулятор дополнительного воздуха и иногда форсунки системы холодного пуска. Размещение всех этих узлов производится с учетом особенностей конструкции конкретного двигателя и, не встречая принципиальных трудностей, требует очень тщательной проработки мест установки с точки зрения доступности их во время монтажно-демонтажных работ.
В заключение следует остановиться на установке основных узлов системы регулирования аппаратуры впрыска с электронным-управлением — датчика разрежения и устройства формирования импульсов. Эти узлы не устанавливаются на двигателе; они часто выносятся из подкапотного пространства автомобиля. В первую очередь это касается устройства формирования импульсов, в котором применены полупроводниковые приборы. Рабочая температура устройства формирования импульсов не должна превышать +60...70°С. Повышение температуры выше указанного предела может привести к нарушению работы системы, а потому совершенно недопустимо. Наиболее благоприятное место для установки устройства формирования импульсов — салон автомобиля, где температурные колебания ограничиваются использованием зимой отопления, а летом — системы вентиляции кузова. Устройство формирования импульсов устанавливается под щитком приборов, на консоли между передними сидениями, под передним сидением или (значительно реже) в нишах крыльев.
Датчик разрежения должен быть связан с впускной трубой двигателя, для этого используется гибкий дюритовый шланг. Иногда в шланг перед датчиком вставляется пробка с калиброванным жиклером или с обратным клапаном, имеющим калиброванный жиклер. Эти устройства имеют назначение ограничить колебания подвижной системы датчика на тех или иных режимах работы двигателя. Их характеристики подбираются экспериментально при испытании аппаратуры на двигателе в стендовых условиях. Установка жиклера чрезмерно малого сечения может привести к запаздыванию в срабатывании датчика, что будет ощущаться как «провал» при резком разгоне автомобиля. Удаление имеющегося в аппаратуре жиклера или клапана вызовет увеличение расхода топлива на некоторых режимах. Датчик разрежения следует устанавливать таким образом, чтобы предотвратить его нагрев от излучающих тепло деталей двигателя. В случае, если в корпус датчика встроены электронные элементы, датчик следует размещать так, чтобы его температура была близка к температуре устройства формирования импульсов. Проще всего это достигается при креплении датчика на передней панели кузова со стороны салона; шланг для соединения с впускной трубой пропускается через перегородку. Так как двигатель установлен на мягкой подвеске, колебания его при движении могут быть довольно значительными. Длина и расположение шланга должны быть выбраны так, чтобы вибрации двигателя не передавались на корпус неподвижно установленного датчика.