Отечественная аппаратура впрыска топлива также имеет электронное управление. Она разработана совместно ЦНИТА и Горьковским автозаводом для автомобилей ГАЗ и с 1971 г. изготавливается Ленинградским карбюраторным заводом им. Куйбышева.
За рубежом наиболее распространена система впрыска Джетроник фирмы «Бош» (рис. 20). Топливо из бака 1 через фильтр тонкой очистки 2 по трубопроводу 3 всасывается электрическим бензонасосом коловратного типа 4. Из насоса топливо поступает в магистраль 23, в которой редукционным клапаном 21 поддерживается постоянное давление, равное 2 кгс/см2. Избыток топлива от клапана по трубопроводу 22 возвращается обратно в бак. Круговая циркуляция топлива позволяет удалять из магистрали воздушные пузыри. Особенностью электронасосов Бош последних моделей является заполнение корпуса электромотора бензином, что позволило отказаться от сальников между насосом и мотором и улучшило охлаждение агрегата. В корпусе насоса установлен клапан (на рисунке не показан), позволяющий сохранять в системе остаточное давление при неработающем насосе и перепускающий топливо при значительном повышении давления обратно в бак по трубопроводу 24. Из нагнетательной магистрали 23 топливо подводится к электромагнитным форсункам Б, подающим топливо к впускным клапанам двигателя. Воздух в двигатель поступает через патрубок 17 и впускную трубу 7. Количество воздуха регулируется дроссельной заслонкой 18, связанной с педалью акселератора. Электрическая система управления питается от аккумулятора 11 и включается в цепь при замыкании замка зажигания (провод 10). Устройстве; формирования импульсов 9 при замыкании контактов датчика оборотов 6 подает управляющие импульсы на электромагнитные форсунки 5.
Рис. 20. Схема аппаратуры впрыска с электронным управлением Джетроник фирмы «Бош»
В системе Джетроник форсунки разбиты на две группы, включаемые поочередно, так, что на четырехцилиндровых двигателях в каждой группе две форсунки, на шестицилиндровых — три. Форсунки восьмицилиндрового двигателя включаются по две, образуя четыре поочередно работающие группы. Например, на восьмицилиндровом двигателе Мерседес Бенц с рабочим объемом 3,5 л в группы соединены форсунки цилиндров один и пять, четыре и восемь, шесть и три, семь и два. Разбивка на группы выполнена с учетом порядка работы цилиндров двигателя. Длительность управляющих импульсов изменяется главным образом в зависимости от абсолютного давления, измеряемого датчиком 8, и от частоты вращения двигателя.
Длительность импульсов корректируется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости (датчик 14) и температуры всасываемого воздуха (датчик 16). Экономайзерный эффект достигается за счет диафрагменного устройства, расположенного в датчике 8, изменяющего характеристику датчика при уменьшении разрежения во впускной трубе до заданной величины. Обогащение смеси на режиме разгона осуществляется посредством датчика 12, соединенного с осью дроссельной заслонки. При открытии заслонки контактная система датчика дает дополнительные импульсы, обеспечивающие необходимое обогащение смеси на этом режиме. В датчике 12 предусмотрена также контактная пара, подающая сигнал отключения топливоподачи при закрытии дроссельной заслонки (режим торможения двигателем). Отключение подачи происходит, если частота вращения двигателя превышает 1700 об/мин; подача топлива будет вновь включена при падении частоты вращения ниже 1000 об/мин. Имеется коррекция порога отключения в зависимости от температурного режима двигателя. Чтобы обеспечить устойчивую работу двигателя на холостом ходу, предусмотрено, автоматическое регулирование поступающего в двигатель на этом режиме воздуха в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Для этого в системе имеется регулятор дополнительного воздуха 13, связанный с впускной системой каналами 15. При прогретом двигателе, начиная с температуры 50—70°С, регулятор прекращает подачу дополнительного воздуха. После этого при закрытой дроссельной заслонке воздух поступает только через специальный канал, сечение которого изменяется регулирующим винтом 19.
В системе предусмотрено пусковое устройство — электромагнитная форсунка 20, подающая распыленное топливо во впускную трубу при запуске холодного двигателя. Система Джетроник имеет ряд вариантов. У ранних моделей система холодного запуска отсутствовала; она была введена в 1970 г. на основе опыта эксплуатации выпущенной к этому времени аппаратуры. Имеются ранние варианты без ускорительного устройства, добавленного впоследствии. Экономайзерное устройство иногда снабжалось отдельным пневматическим включателем, срабатывающим при падении разрежения во впускной системе. На рис. 20 приведена схема системы, устанавливаемой на двигателях жидкостного охлаждения. Для двигателей воздушного охлаждения датчики температурь размещаются в головке цилиндров и в масляном картере двигателя.
Фирмой «Бош» разработан также вариант аппаратуры, отличающийся от описанного системой регулирования; в нем применен датчик часового расхода воздуха (L-Джетроник).
Планируемая к выпуску аппаратура впрыска топлива с электронным управлением фирмы «Лукас» имеет много общего с системой Бош, но отличается от нее построением программы регулирования. Она относится к системам, регулирующим топливоподачу в зависимости не от разрежения (абсолютного давления) во впускной системе, а от положения дроссельной заслонки и частоты вращения двигателя. При этом устройство формирования импульсов в сочетании с датчиком угла поворота дроссельной заслонки должно обеспечить программы изменения длительности импульсов и соответственно цикловых подач топлива по зависимостям, аналогичным приведенным на рис. 13.