Для проверки системы регулирования автомобиль устанавливается на барабанном стенде. Вакуумметр подключается к тройнику, вводимому в шланг, соединяющий датчик разрежения с впускной трубой, частотомер и осциллограф специальными зажимами подключаются параллельно обмоткам электромагнитных форсунок. Когда двигатель автомобиля будет прогрет до нормальной рабочей температуры (75—80°С), изменяют положение дроссельной заслонки и подбирают нагрузку стенда, устанавливая ряд режимов, соответствующих определенной частоте вращения двигателя и определенным величинам разрежения во впускной трубе. На каждом из режимов производят запись длительности импульсов по показаниям частотомера. Для более точного измерения частоты вращения может быть использован тот же частотомер, переключаемый на режим измерения не длительностей, а периодов. Полученные результаты сравниваются с паспортными данными системы — они не должны выходить за пределы допускаемых отклонений. Когда атмосферное давление во время испытаний отличается от 760 ммрт. ст., следует ввести поправку в величины выставляемых на вакуумметре разрежений, увеличивая или уменьшая их на разность между величиной имеющегося во время испытаний барометрического давления и 760 мм рт. ст. таким образом, чтобы величины абсолютного давления во впускной трубе оставались постоянными. Учет изменений атмосферного давления необходим потому, что в системе имеется датчик, изменяющий величину подачи при изменении давления окружающего воздуха. Следует обратить внимание и на постоянство температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения; датчик температуры также корректирует длительность импульсов и может при изменении температуры внести дополнительные погрешности.
При отсутствии барабанного стенда проверка аппаратуры может быть выполнена и в дорожных условиях, но здесь возникают сложности с питанием приборов, и, кроме того, при движении автомобиля по дороге трудно поддерживать постоянными частоту вращения двигателя и разрежение во впускной трубе. При такой проверке приходится пользоваться для измерения длительности малогабаритным осциллографом с низковольтным питанием (например, С-35), и точность проверки будет ниже.
Весьма точная проверка работы регулирования может быть выполнена на неподвижном автомобиле несколько более сложными приемами. Проверка ведется при неработающем двигателе. Для запуска системы используется не датчик оборотов, а подключаемый вместо него генератор прямоугольных импульсов, позволяющий изменять их частоту в необходимых пределах. Вместо форсунок, которые не могут нагружаться током без охлаждения их протекающим топливом, включается сопротивление, эквивалентное сопротивлению группы форсунок. Частотомер и осциллограф подключаются параллельно этому сопротивлению. Так как двигатель остается холодным, в разъем датчика температуры подключаются магазины, сопротивлений, на которых выставляются величины, соответствующие сопротивлениям прогретого до нормальной температуры датчика. Отключается цепь питания насоса, и вместо насоса включается контрольная лампа. К шлангу датчика разрежения подключается насос любого типа, способный создать вакуум до 600 мм рт. ст.
Подготовленный таким образом комплект установленной на автомобиле аппаратуры может проверяться во всем диапазоне программируемых режимов. Такая схема, редко используемая для проверки аппаратуры на автомобиле, является основной схемой для проверки снятого с автомобиля комплекта аппаратуры на специальном стенде. Поэтому следует рассматривать описанную схему как принципиальную схему стенда, применяемого в гаражных условиях для проверки основные узлов регулирования аппаратуры впрыска во время ТО-2. Для комплектации стенда рекомендуются электронно-счетный частотомер типа 43—30 или 43—35, электронно-лучевой низкочастотный осциллограф типа С1—57 или С1—4 и генератор импульсов Г5—6А. Стенд питается от аккумулятора напряжением 12 В; вместо аккумулятора удобнее использовать выпрямитель с электронной стабилизацией напряжения, например типа Б1—21. Для измерения разрежения применяется вакуумметр класса точности не ниже 1,0. Жгут кабельных соединений воспроизводит полностью жгут, монтируемый на автомобиле. Проверяемые узлы снимаются с автомобиля и подключаются к разъемам стенда.
Рис. 87. Схема стенда для испытания узлов регулирования АВТЭ
Структурная схема стенда изображена на рис. 87. Стенд позволяет осуществить проверку всех необходимых электрических параметров устройства формирования импульсов 1, датчика разрежения 4, корректора холостого хода 6 и датчика открытия дроссельной заслонки 7. Сопротивление 13 является электрическим эквивалентом электромагнитных форсунок. Измерение длительности импульсов осуществляется цифровым электронно-счетным частотомером 12. Этот же частотомер используется для точного определения частоты следования импульсов, что необходимо при проверке качества реализации частотных зависимостей длительности, предусмотренных программой регулирования топливоподачи. Для визуального наблюдения за формой и амплитудой импульсов к сопротивлению 13 подключен вход электронно-лучевого низкочастотного осциллографа 11, имеющего ждущую развертку.
Вместо датчика оборотов аппаратуры впрыска для формирования запускающих систему регулирования синхроимпульсов используется низкочастотный генератор прямоугольных импульсов 8, обеспечивающий возможность плавного изменения частоты следования синхроимпульсов требуемой продолжительности в заданном диапазоне.
В схеме стенда используются магазины сопротивлений 9 и 10, являющиеся эквивалентами терморезисторов датчика температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. Питание стенда осуществляется от соответствующего источника — аккумуляторной батареи 14 — через выключатель 16. Контроль за величиной напряжения питания производится вольтметром 15.
К жгуту кабельных соединений 18 подключено реле 3 включения электробензонасоса. Вместо электродвигателя бензонасоса к контактам этого' реле подключается какой-либо индикатор наличия напряжения, например контрольная лампа 2.
В состав стенда включен вакуум-насос, позволяющий изменить величину разрежения в рабочей полости датчика разрежения 4. Контроль величины разрежения осуществляется вакуумметром 5.
Рассмотрим, как испытываются узлы системы регулирования топливоподачи на стенде.
Для проверки основной программы регулирования требуется: установить на магазинах 9 и 10 величины сопротивлений, соответствующие величинам сопротивлений терморезисторов датчика температуры охлаждающей жидкости при температуре +80°С; установить потенциометр корректора холостого хода в нулевое положение (против часовой стрелки до упора); прогреть измерительную аппаратуру; включить напряжение питания включателем 16. Затем, при фиксированных частотах следования синхроимпульсов, формируемых генератором 8, нужно снять зависимости длительности импульсов на выходе системы регулирования от разрежения в рабочей полости датчика. При проверке основной программы регулирования следует фиксировать разрежение, при котором происходит скачкообразное увеличение длительности импульсов (переход на мощностные регулировки топливной аппаратуры), а также разрежение, при котором происходит отключение подачи топлива (исчезновение импульсов).
Проверка работы блока коррекции топливоподачи на режимах холостого хода производится при малой частоте следования синхроимпульсов (3—4 Гц). Нужно проворачивать движок потенциометра корректора холостого хода 6 по часовой стрелке, что должно приводить к плавному увеличению длительности импульсов на выходе. При повышенных оборотах двигателя (при частоте следования синхроимпульсов более 10—12 Гц) изменение положения движка потенциометра корректора холостого хода не должно влиять на длительность формируемых импульсов.
Оценка работоспособности блока обогащения состава смеси при резких открытиях дроссельной заслонки производится при отключенном генераторе 8. Поворот оси датчика открытия дроссельной заслонки от начального положения должен вызывать формирование импульсов с длительностью 3 мс. Частота следования этих импульсов определяется угловой скоростью поворота, а их количество при повороте на угол более 60° должно быть равным 10.
Проверку работы каскадов дополнительного обогащения состава смеси при пуске двигателя также удобно производить при отключенном генераторе 8. Для этого следует установить включатель 17 во включенное положение и, увеличивая сопротивление магазина 10, убедиться в формировании импульсов на выходе при большем сопротивлении, чем сопротивление терморезистора пуска при температуре +10...15°С. Необходимо проверить также длительность и частоту следования этих импульсов и сравнить их с требуемыми значениями.
Автоматика включения бензонасоса проверяется следующим образом. Контрольная лампа 2 должна гореть (т. е. напряжение поступает на электродвигатель бензонасоса), если на вход системы поступают синхроимпульсы с частотой, большей чем 1,5—2 Гц, или если включатель 17 установлен в положении «включено». При уменьшении частоты следования ниже указанного предела (или при выключении включателя 17) контрольная лампа должна погаснуть не позднее, чем через 1—1,5 с.
Во время проведения испытаний следует при помощи осциллографа 11 измерить амплитуду импульса на сопротивлении 13. Ее величина не должна отличаться от величины напряжения питания более, чем на 1 В. Кроме того, необходимо проверить систему на появление ложных запусков при отсутствии синхроимпульсов, неподвижной оси датчика открытия дроссельной заслонки 7 и выключенном включателе 17.