Таблица 2.6
Узел/система | Параметр |
Система управления двигателем | Температура воздуха во впускном коллекторе Температура охлаждающей жидкости в двигателе Влажность воздуха во впускном коллекторе Температура забортного воздуха Температура топлива |
Система управления климатом в салоне | Влажность воздуха в салоне Температура воздуха в салоне Температура забортного воздуха |
Информационная система водителя | Температура охлаждающей жидкости в двигателе Температура тормозной жидкости в колесных тормозных цилиндрах Температура забортного воздуха Температура воздуха в салоне Температура воздуха в шинах Температура электролита Наличие дождя (осадков) Интенсивность солнечной радиации |
Методы и средства измерения температуры могут различаться для серийных и опытных автомобилей. Для серийных наиболее важны эксплуатационные характеристики, надежность, стоимость. Для опытных — совместимость со сложным измерительным и регистрирующим оборудованием, доступность такого оборудования в данное время.
Температура жидкостных сред. Это обычно охлаждающая жидкость (охладитель ДВС), масло двигателя, в коробке передач, топливо, тормозная жидкость, электролит в аккумуляторе. Температура охладителя контролируется на серийных автомобилях. Возможно контролировать температуру масла в двигателе и коробке передач. На гоночных автомобилях при отборе пиковой мощности контролируется температура топлива, масла, охладителя. Температура указанных жидкостей измеряется в пределах -40...+200°С.
Температура электролита в аккумуляторах должна учитываться для установки оптимального зарядного напряжения на генераторе. Это делается обычно на этапе испытаний. Используются стеклянные термометры или остекленные термопары.
На электромобилях могут использоваться аккумуляторы с рабочей температурой электролита 300...350°C или твердые топливные элементы с рабочей температурой до 1000°C, при этом система управления и диагностики должна постоянно контролировать эту температуру.
Температура воздуха на серийных автомобилях контролируется на входе в двигатель, за бортом, в салоне. При испытаниях измеряется температура воздуха вблизи электронных компонентов, верхний предел обычно 85... 125°C.
Температура в каталитическом нейтрализаторе ранее контролировалась лишь на этапе испытаний, т. к. ее высокие рабочие значения ( > 350°C) нс должны оказывать отрицательного воздействия на близко расположенные узлы автомобиля. Сегодня есть необходимость ускоренного разогрева нейтрализатора при пуске двигателя для скорейшего его приведения в рабочее состояние и уменьшения токсичности выхлопа. Разогрев производят или бензиновой горелкой или электрически, при этом осуществляется контроль за температурой нейтрализатора. Измерение температуры производится также с диагностической целью.
Температура датчика кислорода ( > 350°C) контролируется на этапе испытаний автомобиля и двигателя.
Температура воздуха в шинах, наряду с давлением, измеряется на опытных и гоночных моделях автомобилей. Например, система Michelin для гоночных автомобилей Peugot Proxima имеет датчики в каждом колесе, сигналы передаются на радиочастоте приемнику и затем в информационную систему водителя. При t > 85°C данная система рекомендует снизить скорость до 240 км/час, при t > 90°C до 160 км/час, при t > 100°C — остановиться.
Температура в силовых электронных и интегральных схемах контролируется автоматически. Это сохраняет дорогостоящие компоненты в аварийных режимах, например, при коротком замыкании.
Ясно, что датчики температуры на автомобиле разнятся по назначению и имеют различные рабочие диапазоны.
В табл. 2.7 приведены типы датчиков. Тип Р — используется на серийных моделях; тип D — на опытных автомобилях при их испытаниях; тип F — возможно использование в будущем.
Таблица 2.7
Тип датчика | Диапазон температур,°C | Использование |
Термистор | 0...500 | Р |
Термопара | -200...+3000 | D |
Биметаллическая пластина | -50...+450 | Р |
Потенциометрический | -40...+125 | Р |
Резистор(платиновый) | -200...+850 | Р |
р-п-переход | -40...+200 | Р |
Термостат | -50...+500 | Р |
Волоконная оптика | 0...+1800 | D/F |
Термоиндикаторы | -40...+1350 | D |
Инфракрасный термометр | -200...+1000 | D |